Предпразднство Крещения (со 2 по 5 января)

Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 12) заповедано: "Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: "Глубины открыл есть дно..." и "Шествует морскую волнящуюся бурю...".


Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднованных стихирах призывает верующих: "От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает".

Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются СУББОТОЙ и НЕДЕЛЕЙ ПРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ (или ПРОСВЕЩЕ -НИЕМ). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зач. 284) и Евангелие (Мф., зач. 5), а в Неделю пред Богоявлением - особый прокимен, глас 6: " Спаси, Господи, люди Твоя...", Апостол (Тим., зач. 296) и Евангелие (Мр., зач. 1), посвященные наступающему празднику. Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.

Навечерие Богоявления

Канун праздника, 5 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества Христова.

В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды (См. Типикон, под 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пяток, то поста в этот пяток не бывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: