Термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в Средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем (1719—1772), и означал он тогда государствоведение, то есть совокупность различных данных о государстве: численность и движение населения, территориальное деление, административное устройство.
Прежде чем стать наукой в ее современном понимании, статистика прошла многовековую историю развития.
Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тысяч лет до н.э. проводилась перепись населения в Китае, велся учет имущества в Древнем Риме, в Средние века проводились переписи населения, домашнего имущества, земель. Эти сведения использовались, в основном, в военных целях и при обложении налогами. В столь отдаленные времена осуществлялся лишь сбор статистических сведений, а их обработку и анализ, т.е. зарождение статистики как науки, следует отнести ко второй половине XVII в. Именно в это время профессор физиологии и права Г. Ахенваль с 1746 г. начал читать впервые в Марбургском, а затем в Геттингенском университетах новую учебную дисциплину, которую он и назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства.
|
|
Это направление развития статистики получило название описательного. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании Г. Ахенваля были далеки от современного взгляда на статистику как науку.
Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы, основателями ее были У. Петти (1623—1687) и Дж. Граунт (1620—1674). Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющихся в массовом материале. История показала, что именно школа политических арифметиков явилась истоком возникновения современной статистики как науки. У. Петти по праву считается создателем экономической статистики.
В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки — статистико-математическое. Среди представителей этого направления следует отметить бельгийского статистика А. Кетле (1796—1874) — основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822—1911) и К. Пирсона (1857—1936); У. Госсета (1876—1937), более известного под псевдонимом Стьюдент; Р. Фишера (1890-1962); У. Митчелла (1874-1948) и др. Представители этого направления считали основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.
|
|
Статистика находится в тесной взаимосвязи со многими науками. Фундаментальной основой статистики служат философия, социология, экономика, демография, математика и другие общественные науки.
Из философии статистика берет в основном философские категории: количество, качество и мера, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, общее и частное, закон и закономерность, необходимость и случайность и др. Данные категории определяют содержание и специфику статистической методологии, создавая основу для ее правильного применения.
Одну из главных ролей в статистике играет математика. Связь между этими науками осуществляется с помощью языка цифр, обе науки исследуют количественную сторону явлений, но математика делает это безотносительно к качеству явлений природы и общества, а статистика изучает количественную сторону лишь общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Особое значение для статистики имеют теория вероятности, которая, с одной стороны, является теоретическим обоснованием случайных ошибок выборки, а с другой — позволяет определить размер этих ошибок, и математическая статистика, элементы которой используются в задачах, связанных с изучением структуры совокупности, связи между признаками, динамики.
Также статистика связана с бухгалтерским и управленческим учетом, максимально используя его данные и имея общие документы первичного учета. Статистика основывается на учете, но при этом ее целью является итоговая характеристика всей совокупности единиц. Однако отождествлять учет и статистику можно только в том случае, если речь идет об учете как о способе систематического измерения и изучения общественных явлений с помощью количественных методов.
Общественные науки, в свою очередь, могут развиваться, если они опираются на статистику, на ее анализ и обобщение статистического материала.