Агрегатный индекс как сводный аналитический индекс

Общие индексы показывают соотношение совокупности явлений, состоящей из разнородных, непосредственно несоизмеримых элементов.

Используют агрегатну ю и средневзвешенную формы построения общих индексов.

Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляет собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной (вес индекса).

а) Общий (агрегатный) индекс цен Пааше: ; (63)

б) Общий индекс физического объема продукции Ласпейреса:

(64)

В качестве соизмерителей применяются сопоставимые, неизменные, фиксированные цены на уровне базисного периода, что позволяет устранить влияние изменения цен на динамику количества продукции.

в) Общий индекс объема реализации (товарооборота): (65)

Между общим индексом цен и индексом физического объема существует связь: . (66)

Разница между числителем и знаменателем приведенных формул дает абсолютную величину изменений, например: разность числителя и знаменателя индекса товарооборота: Δ pq = (67) характеризует абсолютный прирост (уменьшение) товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным одновременно за счет:

- изменения физического объема продаж: Δ q = (68);

- изменения цен: Δ p = (69).

Пример 2: Имеются следующие данные о ценах реализации товаров, в руб:

Товар Единица измерения Базисный период Текущий период
Цена за 1 ед., руб. Количество Цена за 1 ед., руб. Количество
А Т.        
Б Шт.        

Определите агрегатные индексы цен, физического объема продукции, товарооборота, абсолютный прирост стоимости товаров вследствие изменения цен и объема продаж в целом по двум видам товаров.

1) агрегатный индекс товарооборота:

= = =1,4761 или 147,61%.

2) агрегатный индекс цен:

= = = 1,1698 или 116,98 %.

3) агрегатный индекс физического объема:

= = 1,2619 или 126,19 %.

= 1,1698 * 1,2619 = 1,4761 или 147,61 %.

Δ pq = = 310000 – 210000 = 100000 рублей.

Вследствие изменения цен:

Δ p = = 310000 – 265000 = 45000 рублей.

Вследствие изменения объема продаж:

Δ q = = 265000 – 210000 = 55000 рублей.

Таким образом, выручка от реализации увеличилась на 100 000 рублей, в том числе за счет изменения цен – на 45 000 рублей, за счет изменения объема продаж – на 55 000 рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: