Исследовательский метод функционалистов обязательно предполагает …
проведение полевых наблюдений | |||
постановку эксперимента над исследуемыми группами | |||
проведение коллективной рефлексии по теме | |||
сбор документальной информации о сообществе |
ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
Культурология не исследует ________ аспект человеческой деятельности.
структурно-функциональный | |||
социально-консолидирующий | |||
ценностно-смысловой | |||
нормативно-регулятивный |
Решение:
Формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной жизненной активности, то есть структурно-функциональный аспект жизнедеятельности, исследуют социологические науки. Культурологические науки анализируют консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные, а также социально-воспроизводящие аспекты коллективного бытия как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей – народов.
|
|
Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие / А. Я. Флиер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С. 35–36.
ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии
Разделами культурологии являются …
прикладной | |||
исторический | |||
теоретический | |||
прогностический |
Решение:
Культурология представляет комплекс отраслей, или разделов научного знания, и процесс их дифференцирования свидетельствует о развитии науки. В состав культурологи входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология.
Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005. С. 29.
ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии
Совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности, называется …
культурной системой | |||
артефактом | |||
материальной культурой | |||
морфологией культуры |
ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания
Под культурой Цицерон понимал …
совершенствование души | |||
надбиологическую форму существования | |||
возделывание, обработку почвы | |||
гражданские свободы |
ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.
|
|
Взаимодействие между цивилизациями разных культурно-исторических типов, в соответствии с выделенными Н. Я. Данилевским закономерностями развития цивилизаций, предполагает …
невозможность переноса основных черт одной цивилизации в другую | |||
перенос только отдельных элементов одной цивилизации в другую | |||
перенос основных черт одной цивилизации в другую | |||
перенос всех элементов предшествующей цивилизации в последующую |
Решение:
Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой.
Гуревич, П.С. Культурология: учебник для вузов. / П.С. Гуревич. – М: Проект, 2003. – С. 22-23.
ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.
Достижениями концепции культуры З. Фрейда следует считать изучение …
компенсаторной функции культуры | |||
эмоциональной сферы личности | |||
социальных функций религии | |||
циклического развития культур |
Решение:
Несомненными достижениями концепции З. Фрейда стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры – феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 68.
ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.
Наиболее жесткой символической системой, благодаря которой человек воспринимает мир, Э. Кассирер считал …
язык | |||
религию | |||
миф | |||
науку |
ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры
Формы поведения и общения людей определяются _____ ценностями.
нравственными | |||
эстетическими | |||
религиозными | |||
витальными |
ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры
Семиотический базис культуры образуется …
вербальными знаковыми системами | |||
конвециональными знаками | |||
функциональными знаками | |||
естественными знаками |
ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры
Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …
Ф. Энгельс | |||
Э. Тайлор | |||
Л. Фробениус | |||
К. Леви-Стросс |
Решение:
Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей.
Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 132.
ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия
Под социокультурным институтом понимается …
устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами | |||
пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом | |||
объединение людей с общим социальным статусом | |||
государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения |
ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры
|
|
В качестве основных исторических типов культуры не рассматривается ______ культура.
массовая | |||
первобытная | |||
средневековая | |||
современная |
ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры
Для человека восточной культуры характерны …
представление о том, что человек не имеет права вмешиваться в существующий в природе порядок | |||
стремление к созерцанию природных объектов | |||
стремление раскрыть тайны природы и подчинить ее себе | |||
представление о том, что природа должна служить человеку |
ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры
Главное противоречие античной культуры проявлялось в …
антиномиях | |||
образе жизни | |||
морфологии культуры | |||
культурных заимствованиях |
ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре
Культурным фоном российской действительности была …
фетишизация власти | |||
толерантность | |||
культурная самоидентичность | |||
реституция |
ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности
Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) магия;
2) тотемизм;
3) анимизм.
вера в возможность достигнуть поставленной цели сверхъестественным путем | |||
вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений | |||
вера в существование духов и душ | |||
вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов |
ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока
|
|
Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры – это названия индийских …
варн | |||
каст | |||
триб | |||
номов |
Решение:
С приходом ариев в Индию сложилась система разделения общества на варны. Три первых варны (брахманы – жрецы, кшатрии – военные и вайшьи –земледельцы), связанные с индоариями, были высшими, привилегированными. Низшая варна – шудры – первоначально включала в себя темнокожих аборигенов.
Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А. Н. Быстрова. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – С. 160.
ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Сид»;
2) «Федра»;
3) «Мизантроп».
Пьер Корнель | |||
Жан Расин | |||
Мольер | |||
Жан Лафонтен |
ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России
Метод социалистического реализма требовал от искусства …
партийности | |||
монументальности | |||
критичности | |||
натуралистичности |
ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
«Я намерен проследить здесь глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением сущности спиритуалистической философии в противоположность материалистической. Оно не представляет нового технического термина, и будет чрезвычайно удобно для выяснения воззрения на процесс развития религиозных идей в человеческом роде. В своем полном развитии это учение включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, которые переходят на практике в действительное поклонение».
Первобытной формой религии, описанной в приведенном отрывке, является …
анимизм | |||
синкретизм | |||
магия | |||
ритуализм |
ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
«Я намерен проследить здесь глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением сущности спиритуалистической философии в противоположность материалистической. Оно не представляет нового технического термина, и будет чрезвычайно удобно для выяснения воззрения на процесс развития религиозных идей в человеческом роде. В своем полном развитии это учение включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, которые переходят на практике в действительное поклонение».
Учением, характеристика которого дана в приведенном отрывке, является …
анимизм | |||
спиритуализм | |||
магия | |||
шаманизм |
Решение:
Под «анимизмом» понимают учение о духовных существах, которое служит воплощением сущности спиритуалистической философии. Во многих случаях в широком смысле употребляется также термин «спиритуализм».
ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
«Я намерен проследить здесь глубоко присущее человеку учение о духовных существах, которое служит воплощением сущности спиритуалистической философии в противоположность материалистической. Оно не представляет нового технического термина, и будет чрезвычайно удобно для выяснения воззрения на процесс развития религиозных идей в человеческом роде. В своем полном развитии это учение включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, которые переходят на практике в действительное поклонение».
Автором текста является английский этнограф …
(Укажите фамилию.)
Тайлор |
ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Древние формы русской жизни, по мнению автора представленного текста, базировались на неиспорченной индивидуальности нашего племени и святости …
семейных уз | |||
государственной власти | |||
фигуры монарха | |||
закона |
Решение:
По мнению А. С. Хомякова, древние формы русской жизни были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности русского племени.
ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Автор текста, как следует из представленного отрывка, идеализирует ________ допетровской Руси.
политическое устройство | |||
религиозную жизнь | |||
экономическое развитие | |||
военную организацию |
ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
«При всем том перед западом мы имеем выгоды неисчислимые, на нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания, кровь и вражда не служили основанием государству русскому, и деды не завещали внукам преданий ненависти и мщения. Церковь, ограничив круг своего действия, никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. Простота дотатарского устройства областного не чужда была истины человеческой, и закон справедливости и любви взаимной служил основанием этого быта почти патриархального».
Данное высказывание принадлежит такому течению русской общественно-политической мысли, как …
славянофилы | |
Решение:
Идеализация допетровской Руси свойственна представителям славянофильского течения русской общественно-политической мысли.