Главными предпосылками возникновения философии в древневосточных государствах будет:
1. геополитическое положение государств (Др. Индии и Др. Китая)
2. особый способ восприятия мира – созерцательность – при котором акцент делается не на рационально-логическую составляющую, а на чувственно-волевую.
Традиционно к древневосточным государствам принято относить Др. Индию и Др. Китай. Философские воззрения в этих государствах зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Но для Индии главным была преемственность ведического наследия древних Ариев, на основе которого и выстраивается вся религиозно-философская система учений, где основная задача всех школ, наряду с такими первостепенными проблемами как устройство бытия и его первоначала, а также всеобщий процесс зарождения мира и его развития, выделяется в особую группа проблемы бессмертия души и её существования. В Др. Китае философские задачи школ несколько иные. Это связано с историческими условиями развития самого китайского государства. В сер. 1 тыс. оно прибывало на стадии феодальной раздробленности, поэтому многие школы ориентируются на создания системы управления в государстве, а значит на определении роли человека в государстве, особое место отводится характеристике правителя. Здесь так же предпринимаются попытки поиска первоначал бытия и возможностей стремления к совершенному божественному началу.
|
|
Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм, джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта) философских школах.
Основные философские категории древнеиндийской традиции были заложены в ведических текстах – пуруша, сансара, карма (на основе риты) и др.
Главный вопрос: как освободиться от власти кармы, т.е. как освободить душу от постоянного перерождения и соединится с божественным началом.
Все школы в Др. Индии делятся на ортодоксальные (признают веды священными книгами и базируются на них) и неортодоксальные (которые не признают веды священными и базируются на иных источниках).
Ортодоксальные школы:
Миманса – буквально «размышление», т.е. решение некоторой проблемы путем рассуждения и критического исследования.Первоначальной целью мимансы было рациональное обоснование традиционного ведического ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и совершались жертвоприношения богам. Миманса не признает существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно только узнать, но не создать.
|
|
Онтология. Физический, чувственно воспринимаемый мир реально существует. Но этот мир не является результатом деятельности Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон бытия.
Учение о душе. Душа является бессмертной, вечной субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение ведических обрядов было бы бессмысленно.
Сознание возникает в душе только тогда, когда душа соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания. Душа, освободившаяся от тела, обладает не реальным сознанием, а только возможностью сознания.
Освобождение. Поведение в соответствии с предписаниями вед и бескорыстное выполнение человеком ведических обрядов постепенно уничтожает карму и делает возможным освобождение души после смерти тела.
Ньяя Термин «ньяя» означает «правило», «логика». Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории познания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех системах индийской философии, признающих логический вывод в качестве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к онтологии школы вайшешика.
Основоположником философского учения ньяя считается великий мудрец Готама (Гаутама), живший не позже I в.
Философские воззрения. Освобождение. Главной целью человеческого существования является достижение состояния освобождения, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам. Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пребывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы имеем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо исследовать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди них достоверные и недостоверные.
Достоверное познание может быть четырех видов: восприятие, логический вывод, сравнение и свидетельство. Недостоверными видами познания считаются: память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент.
Объекты познания. В ньяя выделяются не только различные способы познания, но и объекты, достойные того, чтобы их познавать, т.е. наиболее важные для освобождения: наше «я» (атман), тело, чувства и воспринимаемые чувствами качества (запах, вкус и т.п.), познавательная способность человека, манас-ум, деятельность человека, умственные дефекты, повторное рождение (по закону кармы), чувство удовольствия и неудовольствия (боли), страдание и др.
Отношение к Богу. В ньяя признается существование-Бога.
Вайшешика -от слова «вишеша», т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что в ней особое внимание уделяется категории «различие».
Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение индивидуального «я».
Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по прозвищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.
Философские воззрения. Освобождение. Главная цель человеческого существования состоит в полном освобождении индивидуального «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто только благодаря правильному познанию реальности.
Онтология. Реальность понимается как все то, что может быть названо, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:
1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие», т.е. все существующие объекты (субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность);
|
|
2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е. все не существующие объекты.
Санкхья. Термин «санкхья» может быть переведен как «число», «перечисление», «расчет».
Санкхья — одна из шести ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Философия санкхья строится как перечисление основных элементов бытия в порядке их становления: от первоначал — ко всему многообразию мира.
Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-ла, живший в VII в. до н.э.
Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-на-сутра».
Философские воззрения. Теория причинности. Философия санкхья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимосвязь материальной причины и ее следствия.
Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие).
Онтология. В философии санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити (материальная субстанция)и пуруши (идеальное начало). Первая состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас.
Гуны не могут непосредственно восприниматься человеком, это умопостигаемые сущности, об их существовании мы может судить только благодаря их следствиям— объектам физического мира.
При соприкосновении пракрити и пуруши нарушается исходное равновесие гун, они обособляются и, соединяясь в разных комбинациях, образуют мир объектов. Первое, что появляется в мире, это махат, или буддхи. Поскольку эта первосущность является зародышем всех будущих объектов, она есть махат, т.е. великое единство. Но одновременно она есть и буддхи, т.е. интеллект, перед которым стоит задача познания бытия и который также стимулирует развитие мира. Его возникновение связано с преобладанием гуны саттвы.
Развитие буддхи приводит к появлению аханкары, главной функцией которой является чувство «Я и мое».
В зависимости от того, какая гуна является преобладающей, имеют место три вида аханкары, которые в итоги и порождают вес живое на земле.
|
|
Освобождение. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бесстрастным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недостаточно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь воспитания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности нашего «я».
Отношение к Богу. Философия санкхья отвергает веру в Бога.
Йога Термин «йога» переводится как «соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание». Йога практическое воплощение теории санкхья. Высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следственным устройством.
Основоположником классической йоги считается великий мудрец Патанджали, живший около II в. до н.э.