Общая характеристика экзистенциализма. Понятие «экзистенция».
С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма. Критика им объективизма Гегеля. Христианско-экзистенциальная антропология С. Кьеркегора.
Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю.
Экзистенциальная диалектика Ж.-П. Сартра.
Экзистенциальные идеи в творчестве К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассет и М. Хайдеггера
Общая характеристика экзистенциализма. Понятие «экзистенция».
Экзистенциализм, или философия существования, — одно из влиятельнейших направлений философии XX в. Центральное место в философии экзистенциализма заняла проблема человеческого существования (экзистенция). Акцент на трагичности этого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния», а понимание творчества как «способа прорыва из этого мира» позволяет называть его «философией творчества».
Экзистенциализм возник в канун Первой Мировой войны и просуществовал как течение в философии примерно до середины 1960-х гг.
|
|
Экзистенциализм как философское течение является весьма неоднородным. Особо существенно различие между экзистенциализмом религиозным и атеистическим.
Центральное место в экзистенциализме (как и в философии жизни) занимает проблема человека и его существования (экзистенции). Но понять человеческое бытие невозможно рациональными методами. Человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний. Но за этими переживаниями стоит некая трансцендентная сущность.
В религиозном экзистенциализме (Бердяев, Марсель, Ясперс, поздний Хайдеггер) эта трансцендентная сущность понимается как Бог. В атеистическом (Сартр, Камю) - как Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии иллюзорности этой сущности.
Еще одна важнейшая особенность человека — его смертность, а значит, конечность экзистенции. Этого достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и глубже понять ее сущность.
Человеческая жизнь всегда протекает во времени, но это не объективное, безразличное, космическое время (типа ньютоновского абсолютного времени), а личностно-истооическое.
Одно из центральных мест в экзистенциализме занимает проблема свободы. Религиозный экзистенциализм говорит о том, что свободу можно обрести только в Боге; атеистический понимает свободу как возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность.