Теории «селективного влияния».
I. Теории «линейного влияния».
Главное представление этих теорий: сообщения СМК одинаково воспринимаются всеми членами аудитории и вызывают неизбежную, немедленную и непосредственную реакцию.
1. Одной из таких моделей является модель Лассуэлла. По его мнению, коммуникация похожа на волшебную пулю, которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания, мотивацию.
Модель Лассуэлла:
Коммуникатор сообщение средство реципиент обратная связь
кто что канал кому эффект
В схеме зафиксировано, что коммуникатор имеет намерение повлиять на реципиента. Эту модель критиковали за отсутствие в ней элементов, отражающих обстоятельства, фон, на котором осуществляется коммуникация.
Модель Брэддока.
Он добавил к схеме Лассуэлла еще 2 блока:
- условия, в которых протекает коммуникация;
- цель, которую преследует коммуникатор.
3. Модель коммуникации Шрамма – модель «взаимной обусловленности». Автор рассматривал процесс коммуникации как совокупность 2 различных подпроцессов, образованных коммуникатором и реципиентом. Коммуникатор и реципиент выполняют одни и те же функции: кодирование, декодирование, интерпретацию. Позднее он подкорректировал свою схему, в которой учитывалась массовость коммуникации:
|
|
социальная ситуация и отношения
Система отношений Система отношений
А ма мв В
ма1 мв1
ма2 мв2
мап мвп
А и В – партнеры по общению, ма и мв – коммуникативные сообщения.
Новый подход предполагал изучение механизмов порождения сообщения и поведения реципиента как 2-х взаимосвязанных процессов. Такая постановка проблемы требовала разработки новых концептуальных средств и методов исследования.
II. Теории «селективного влияния»
В теориях «селективного влияния» действие СМК опосредуется промежуточными переменными – индивидуальными различиями, социальными различиями, обусловленными принадлежностью к разным субкультурам, социальными взаимоотношениями.