3.1. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации.
План:
Понятие социального влияния.
Социальное влияние стереотипов.
Социальное влияние установки в процессе коммуникации.
1. Понятие «социальное влияние». Под с оциальным влиянием понимают воздействие коммуникатора на реципиентов и изменения, которые происходят в сознании последних под воздействием коммуникатора. Целью и следствием социального влияния является изменение взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения, а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания.
В результате социального влияния у реципиентов этого влияния поведение и психика могут функционировать либо уравновешенно, либо неуравновешенно. Это определяется эффектом когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс – это такое явление, при котором между интеллектуально-познавательными и остальными компонентами психики имеет место несогласованность, противоречивость, дискомфорт в самочувствии и восприятии.
Появление диссонанса вызывает у реципиентов стремление уменьшить его или хотя бы воспрепятствовать его дальнейшему увеличению. В результате реципиенты могут недоверчиво относиться к новой информации, новым людям. Либо изменять свое поведение в соответствии с новыми сведениями.
Результативность социального воздействия зависит от специфики проявления механизмов трансформации стереотипов, установок.