Общественные организации и движения характеризуются:
а) системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов;
б) внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);
в) способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;
г) системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.
В любой общественной организации устанавливаются и неформальные связи, которые являются спонтанным творением, опирающимся на образцы деятельности, обычаи, традиции (свои и чужие). Задача руководителей организации обеспечить гармоническое единство формальных и неформальных связей, не допускать между ними конфликта.
Существенной задачей организации является гармонизация общесоциальных целей с целями своих общностей и социальных групп. Через общественные организации в значительной мере реализуются идеи общественного самоуправления, демократизации жизни общества. Всякая общественная организация располагает определенными ресурсами (людскими, материальными, мотивационными ценностями и др.), которые и составляют социально-политический потенциал организации.
|
|
Закон "Об общественных объединениях" фиксирует неотъемлемое право людей на добровольное их объединение на основе общности интересов. Общественными объединениями признаются политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, молодежные и детские организации, организации инвалидов, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.
Общественные организации создаются в целях защиты многообразных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.
В основном, все общественные организации можно классифицировать по трем группам: социально-экономические, общественно-политические, профессионально-творческие.
Социально-экономические организации различных классов своей главной задачей считают реализацию непосредственных материальных интересов своих классов. Одним из видов таких организаций являются предпринимательские союзы (торгово-промышленные организации, отраслевые ассоциации и объединения, объединения работодателей и т.д.). Они оказывают подчас сильное и значительное влияние на политику правительства. Социально-экономическими организациями рабочего класса выступают в основном профессиональные союзы,хотя имеются организации и другого рода, например, кассы взаимопомощи. Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Выполняя свои задачи по защите прав трудящихся, улучшению условий их труда и жизни, профсоюзы всегда играют видную роль и в политической жизни.
|
|
Можно выделить три основных вида профсоюзов:
1) цеховые профсоюзы, объединяющие рабочих и служащих по признаку профессии;
2) производственные профсоюзы, особенно характерные для нашего общества;
3) конфессиональные, которые объединяют рабочих и служащих по вероисповеданию (объединение христианских профсоюзов в Германии).
Профсоюзы имеют свои международные организации, ведущей из которых является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).
Существуют и социально-экономические организации крестьянства. Более распространенными являются различного рода крестьянские союзы, кооперативные объединения, потребительские, сбытовые и др.
Спектр общественно-политических организаций весьма разнообразен - это союзы молодежи, союзы женщин, ветеранов войны и труда, общества "Знание", "Мемориал", комитет солдатских матерей и др. Они не только являются местом развития социальной активности и самодеятельности для своих членов, но и все решительнее включаются в политическую жизнь, организуя свои печатные издания, собрания, митинги, пикеты.
Для нашей страны в переломный момент ее истории характерным является отсутствие авторитетных молодежных организаций. Мировая практика свидетельствует, что в наиболее острых ситуациях жизни тех или иных стран существенную, а порой и определяющую роль играла молодежь. Это не случайная связь, а логичная, имеющая объективную основу, закономерность.
Молодые люди в силу своего возраста находятся в том переходном состоянии между детством, когда у человека отсутствует или сильно ослаблен инстинкт самосохранения, и зрелым возрастом, когда этот инстинкт становится зачастую доминирующим в определении линии поведения. Они еще не обременены хозяйством, семьей, и поэтому их действия не скованы страхом потерять уже ставший привычным комфорт. Молодые люди более активны в общении между собой, имеют относительно больше свободного времени, что в сочетании с естественно большим их скоплением в учебных заведениях, общежитиях создает благоприятные условия для политической работы. Свойственная молодости категоричность суждений делает коллективы молодежи, как формально образованные, так и неформальные, легко возбудимыми на самые радикальные, порой и опрометчивые действия. Возникает вопрос: почему в нашей явно находящейся в кризисной ситуации стране обладающие громадным политическим потенциалом массы молодых людей и, прежде всего, наиболее революционное в других странах студенчество проявляют удивительную пассивность. Для этого также имеются объективные причины.
Во-первых, это всеобщее крушение прежних идеалов. У людей, которые внезапно увидели, что их многие годы попросту обманывали, не может не возникнуть в качестве естественной реакции чувство разочарования и политической апатии. Это настроение быстро распространилось и среди молодежи.
Во-вторых, монополизм в политической жизни общества. Монопольное положение КПСС было скопировано и в молодежном движении, где функционировала единственная молодежная организация ВЛКСМ, представлявшая собой скорее государственную организацию, нежели общественно-политическую.
|
|
В-третьих, определенное значение сыграло и внезапное проявление комсомолом в 1987-1988 году бурной хозяйственно-экономической инициативы. Случайно или преднамеренно, но был открыт клапан, направивший инициативу и предприимчивость наиболее активной части молодежи в сторону от политики, в коммерческое русло, что сыграло тормозящую роль в политизации активной части молодых людей. Через некоторое время большая часть этих молодых "бизнесменов" вернется к политической жизни, но пока основная их энергия уходит на первичное накопление капитала.
Первое побуждение при оценке общественно-политической позиции молодежи - досада на ее пассивность. Однако при трезвом размышлении следует признать, что в сложившейся ситуации это скорее благо для страны, чем вред. Новые партии, занятые заботами своего политического и организационного становления, пока не способны стать центрами кристаллизации политической активности молодежи, что делает ее легкой добычей не только деструктивных сил общества, но и уголовных элементов. Поэтому политическая пассивность молодежи в конкретных условиях жизни может играть положительную роль, хотя, понятно, что она не может продолжаться длительное время, и молодежь, в силу своей природы, перейдет на активные политические позиции.
Весь вопрос в том, по какому пути пойдет молодежь, найдет ли она верные пути вывода страны из кризиса, сохранения ее независимости, возвращения ей былого могущества.
Слабость организаций и движений в общем плане объясняется слабостью общедемократического движения в стране. В то же время эта слабость имеет собственные причины: слабая социально-экономическая и политическая культура людей, малое количество компетентных лидеров, отсутствие прочных связей между различными классами и социальными группами, неадекватное понимание конкретной ситуации жизни страны, амбициозность лидеров и инициативных групп, отсутствие конструктивных предложений по выходу из экономического и политического кризисов. Преодоление этих причин позволит общественным организациям и движениям поднять эффективность своей деятельности на качественно новый уровень.
|
|
При всех негативных моментах в деятельности общественных организаций и движений следует учитывать, что в современных условиях здесь сложилась совершенно иная ситуация. Если раньше государство могло по любому поводу вмешиваться в деятельность неполитических организаций и движений, то теперь законодательно запрещено такое вмешательство со стороны государственных органов и должностных лиц. Более того, каждой общественной организации в лице ее центрального органа предоставлено право законодательной инициативы.
Таким образом, деятельность политических партий, общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.