1. Сущность бюджетного управления
2. Бюджет в системе планов организации
В истории менеджмента рассматриваются различные технологии управления. Особо выделяется функциональный подход (функциональное управление), под ним понимается система достижения целевых установок фирмы путем разработки и исполнения планов мероприятий в рамках осуществления функций, закрепленных за соответствующей организационной единицей (службой, отделом, филиалом и т.д.). Основной рычаг управления в функциональном подходе — контроль физического выполнения тех или иных действий. В процессе развития функциональный подход стал дополняться альтернативными взглядами на систему управления. В современной практике управления бизнесом применяется также процессный подход, проектное управление, аутсорсинг, управление цепочками поставок, управление взаимоотношениями с клиентами и другие. Каждый подход предлагает свой комплексный и условно «достаточный» инструментарий для управления организацией. Компания, учитывая особенности бизнеса, состояние внешней среды (налоговое и гражданское законодательство), выбирает ту или иную технологию управления в качестве приоритетной для обеспечения эффективности деятельности. В оперативном финансовом управлении широко используется бюджетное управление или бюджетирование (англ.budgeting) т.к. финансово-экономические показатели являются универсальным языком оценки эффективности бизнеса и критерием сравнения бизнесов между собой. Бюджетное управлениеэто управленческая технология, позволяющая распределить ответственность участников через финансовую составляющую деятельности организации, осуществлять сценарное планирование и разрабатывать скользящие планы, контроль затрат с учетом управленческой гибкости. Бюджетное управление включает в себя почти все этапы цикла управления (таблица 1), но с учетом особенностей оперативного финансового управления:
- этап принятия решений и планирования превращается в этап разработки бюджетов. Организация определила цели, в т.ч. финансовые, количественные параметры целей и стратегии, которые становятся ориентирами для формирования текущих показателей деятельности (темпы роста объема продаж и др.);
- этап исполнения становится этапом сбора информации об исполнении бюджетов (фактических бюджетных данных);
- этап контроля превращается в этап план-фактного контроля исполнения бюджетов;
- этап анализа, т.е. анализ исполнения бюджетов - план-факт, выявление отклонений; факторный анализ; анализ эффекта и эффективности деятельности;
- этап формирования управленческого воздействия, т.е. корректировка отдельных бюджетов.
Отличительными чертами бюджетного управления являются:
1. Управление бизнесом посредством разработки краткосрочных бюджетов. Бюджет – это количественный план деятельности организации и выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых (активы, собственный и заемный капитал, доходы и расходы и т.д.) и/или натуральных (объем произведенной и реализованной продукции и оказанных услуг и пр.) экономических показателей деятельности, также инструмент координации и контроля над его выполнением.
2. Распределение бюджетов по центрам финансовой ответственности, т.е. делегирование ответственности за конкретные финансово-экономические показатели на тот уровень организации, где данные показатели непосредственно формируются.
3. Выбор в качестве результата различных финансовых показателей, а не успешность мероприятий (как в функциональном подходе).
4. Планирование финансовых результатов и учет их фактического достижения в одной и той же форме и структуре.
5. Анализ финансовых показателей (прежде всего, через план-фактные отклонения) и проверка их на соответствие поставленным финансовым целям.
Система распределение ответственности, в свою очередь,состоит из:
а)финансовой структуры организации — это иерархическая система Центров финансовой ответственности организации, определяющая их экономическую соподчиненность в достижении конечных результатов, предназначенная для комплексного управления экономическими результатами деятельности предприятия.
б)бюджетной структуры — системы финансовой планово-отчетной документации (бюджетов) организации по различным областям его деятельности и подразделениям (ЦФО).
Важнейший элемент бюджетного управления - бюджетное планирование, процесс разработки плана деятельности организации на будущий период, в результате которого формируются бюджеты в разрезе финансовой структуры (по центрам ЦФО). Бюджетирование - это с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, с другой стороны, это управленческая технология, позволяющая оценивать влияние управленческих решений на финансовое состояние организации и минимизировать риски неплатежеспособности и убытка.
Целью разработки и внедрения системы бюджетирования является повышение эффективности системы оперативного финансового управления организацией
Основной задачей, решаемой системой бюджетирования является получение своевременной, полной информации, необходимой для принятия управленческих решений по вопросам:
- управления денежными средствами;
- определения необходимого объема финансовых ресурсов, источников формирования и направлений наиболее эффективного их использования;
-рассмотрения возможных альтернатив финансовой стратегии, обеспечивающей достижение компанией стабильного положения на рынке и повышение финансовой устойчивости;
- оптимизации документооборота;
- формирования учетной и налоговой политики организации.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем особенности бюджетного управления?
2. Охарактеризуйте основные этапы бюджетного управления.
3. В чем содержание первого этапа оперативного финансового управления?
4. В чем содержание этапа корректировки управленческого решения в оперативном финансовом управлении?