Это кооперативные объединения предприятий оптовой и розничной торговли одной отрасли с целью осуществления совместной стратегии на рынке (политика сбыта). Целью добровольной цепочки является противодействие негативным тенденциям.
Задачи совместной работы в добровольных цепочках:
- снижение затрат;
- модернизация и укрупнение магазинов в розничной торговле;
- вычленение функций предприятий розничной торговли и передача их предприятиям оптовой организации или головной организации.
С точки зрения организационной структуры различают: 2-х, 3-х и 4-х ступенчатые цепочки:
2-х ступенчатая цепочка – оптовые и розничные предприятия.
3-х ступенчатая цепочка – головная организация, несколько оптовых предприятий и их партнеры из розничной торговли.
4-х ступенчатая цепочка – появляется международная головная организация.
Оптовое предприятие в цепочке осуществляет для участников оптовую деятельность: закупают товары на отдельных рынках закупок и поставляет их на основании заказа предприятий участникам различной торговли или заботится о том, чтобы были осуществлены им поставки.
|
|
Кооперация между производителем и оптовым предприятием.
Оптовое предприятие становится представителем предприятий-производителей. Оно является юридически самостоятельным предприятием.
Экономически они зависимы от предприятия-производителя, поскольку продают преимущественно или исключительно его продукцию. Представительства предприятий наряду с продажей берут на себя также гарантийное обслуживание и ремонт продукции, поставку запасных частей, консультирование по товарам.
Преимущество:
- выгоды из-за хорошей репутации производителя;
- производитель специализируется на производстве, торговые предприятия на сбыте, что повышает экономичность обоих предприятий;
- торговое предприятие берет на себя гарантии реализации определенного объема продукции.
Недостаток: сильная зависимость между предприятиями (экономический спад у одного партнера за счет вынужденной потери у другого).