• Мгновенная или иконическая. Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Это - память - образ.
• Кратковременная память. Длительность удержания здесь мнемических следов 20 - 30 секунд. Помним обобщенный образ, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
• Оперативная. Рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется поставленной задачей. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.
• Долговременная. Способна хранить информацию в течение неограниченного срока и может воспроизводиться сколько угодно без утраты. При многократном повторении следы ее становятся прочнее.
|
|
• Генетическая. Информация здесь хранится в генотипе, передается и используется по наследству. Единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
2. По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации анализатору:
• Зрительная. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
• Слуховая. Связана с хорошим запоминанием и воспроизведением различных звуков, например, музыкальных, речевых.
• Моторная, двигательная. Связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением многообразных сложных движений
• Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала:то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
• Обонятельная, осязательная, вкусовая особой роли в жизни человека не играют, их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.
3. По характеру участия волевых процессов в процессах запоминания:
• непроизвольная – процесс происходит бессознательно;
• произвольная – процесс требует приложения усилий.
Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.
|
|
Ощущения – это отправная точка всех человеческих знаний.
Согласно принятой в психологии классификации ощущения можно подразделить на три большие группы:
1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;
2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;
3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).
Рассмотрим подробно каждую из выделенных групп ощущений.
Выделяются следующие свойства ощущений:
1) пороги ощущений и их чувствительность;
2) адаптация;
3) синестезия;
4) сенсибилизация.
Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.
В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой.
Например, мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т. е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.
Следует отметить, что нельзя сводить восприятие к простой сумме ощущений, точно так же как при слиянии двух газов водорода и кислорода получается новое вещество – вода.
В восприятии большое значение имеет личный опыт человека, особенности двигательных реакций.
Так в одном эксперименте испытуемый надевал очки, которые искажали форму и расположение предметов, однако вскоре происходила адаптация, и человек переставал замечать эти искажения.
Ученые объясняют этот факт тем, что люди в процессе эксперимента имели возможность передвижения, те же из них, кто сидел на стуле, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе.