По времени сохранения информации

Мгновенная или иконическая. Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Это - память - образ.

Кратковременная память. Длительность удержания здесь мнемических следов 20 - 30 секунд. Помним обобщенный образ, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативная. Рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения информации определяется поставленной задачей. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная. Способна хранить информацию в течение неограниченного срока и может воспроизводиться сколько угодно без утраты. При многократном повторении следы ее становятся прочнее.

Генетическая. Информация здесь хранится в генотипе, передается и используется по наследству. Единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

2. По преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения информации анализатору:

Зрительная. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая. Связана с хорошим запоминанием и воспроизведением различных звуков, например, музыкальных, речевых.

Моторная, двигательная. Связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением многообразных сложных движений

Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала:то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Обонятельная, осязательная, вкусовая особой роли в жизни человека не играют, их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.

3. По характеру участия волевых процессов в процессах запоминания:

непроизвольная – процесс происходит бессознательно;

произвольная – процесс требует приложения усилий.

Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.

Ощущения – это отправная точка всех человеческих знаний.

Согласно принятой в психологии классификации ощущения можно подразделить на три большие группы:

1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;

2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;

3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).

Рассмотрим подробно каждую из выделенных групп ощущений.

Выделяются следующие свойства ощущений:

1) пороги ощущений и их чувствительность;

2) адаптация;

3) синестезия;

4) сенсибилизация.

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой.

Например, мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т. е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.

Следует отметить, что нельзя сводить восприятие к простой сумме ощущений, точно так же как при слиянии двух газов водорода и кислорода получается новое вещество – вода.

В восприятии большое значение имеет личный опыт человека, особенности двигательных реакций.

Так в одном эксперименте испытуемый надевал очки, которые искажали форму и расположение предметов, однако вскоре происходила адаптация, и человек переставал замечать эти искажения.

Ученые объясняют этот факт тем, что люди в процессе эксперимента имели возможность передвижения, те же из них, кто сидел на стуле, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: