Интеллектуализм латиноамериканской прозы ХХ века. Творчество Борхеса

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй[2][3]. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

такая личность, чьи идеи определили развитие литературу XX века. Его раннее творчество, стихи и новеллы, открывают для европейцев страну танго. Но Борхес выходит за пределы этнической темы, экзотика для него является лишь отправной точкой для странствия в область мифа, где сталкиваются реальность и вымысел. "Я думаю, - говорит Борхес, - что люди вообще ошибаются, когда считают, что лишь повседневное представляет реальность, а все остальное ирреально. В широком смысле страсти, идеи, предположения столь же реальны, как факты повседневности, и более того - создают факты повседневности. Я уверен, что все философы мира влияют на повседневную жизнь".

Борхес происходит из старинной креольской семьи, семейные традиции навсегда привязали его к национальной почве – культуре Аргентины, сотканной из множественных влияний: индейских, европейских, негритянских. Юность свою писатель провел в Европе, интеллектуализм которой сформировал его ум. Многолетняя работа в Национальной бибилиотеке превратила поэта-авангардиста в энциклопедию разнообразных знаний. В котле, наполненом столь разнообразными идеями, подогреваемом талантом, кипело поистине волшебное зелье. В результате мировая литература получила еще одного гениального слепца, создатель фантастических миниатюр, рассказов-мистификаций. «Борхес как бы разрушает средостение между реальной и воображаемой жизнью, заставляет читателя испытывать подчас головокружительное ощущение, что все может случиться, что в любой библиотеке, на любой книжной странице его ждут неслыханные новости». [4] Его считают одним из предтеч постмодернизма, применившим художественные принципы игры, деконструкции, прием коллажа еще до эпохи тотальной победы постмодернизма во всем мире. В то же время Борхес стоит у истоков латиноамериканского чуда.

Проза Борхеса так же синтетично соединяет реальность и миф, как и творчество других латиноамериканских писателей. Но разница есть, и связана она с источниками, которыми питается творчество более молодых латиноамериканских писателей. Гарсиа Маркес, Карпентьер, Астуриас и другие опираются на фольклор, Борхес – в большей степени на литературную традицию. «В прозе Борхеса реальное и фантастическое отражаются друг в друге, как в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте».[5]

В 1950-70-е годы мир был потрясен магическими историями писателей-латиноамериканцев. Чудовищная экзотика, буйство природы и первобытная сила чувств, странные обычаи и жестокие обряды, кровавая история и непредсказуемая современность, отрицание детерминизма и вера в духов – все это составные части феномена, который условно именуют «магическим реализмом». «Суть «магического реализма» состоит в признании неограниченной свободы, с которой романисты Латинской Америки сращивают сферу заземленного быта и сферу сокровенных глубин сознания, «замыкая» начала и концы исторического, духовного бытия своих народов, высвечивая мифологические первоосновы самых современных проблем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: