Основная функция второго функционального блока мозга заключается в приеме, переработке и хранении информации.
Этот блок расположен в конвекситальных (наружных) отделах новой коры и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечуствительной (теменной) областей. По своему гистологическому строению он состоит из нейронов подкорки и мозговой коры. Эти нейроны в отличие от аппаратов первого блока работают не по принципу градуальных изменений, а по закону «все или ничего», принимая отдельные импульсы и передавая их на другие группы нейронов.
Аппараты этого (как и следующего) блока имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные (проекционные) зоны, которые принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно-ассоциативные) зоны, которые обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (или зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.
|
|
По своим функциональным особенностям аппараты этого блока приспособлены к приему экстерорецептивных раздражений, приходящих в головной мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов (анализу их на мельчайшие составляющие детали) и к комбинированию их в нужные динамические функциональные системы (синтез их в целые функциональные системы).
Таким образом, этот функциональный блок головного мозга обладает высокой модальной специфичностью: входящие в его состав части приспособлены к тому, чтобы принимать зрительную, слуховую, вестибулярную или общечувствительную информацию.
Укажем некоторые законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга (этими же законами описывается и строение третьего блока мозга).
Первый закон – закон иерархического строения корковых зон.
У маленького ребенка для успешного формирования вторичных зон необходима сохранность первичных зон, а для формирования третичных зон – достаточная сформированность вторичных зон коры. Поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры соответствующих типов неизбежно приводит к недоразвитию более высоких зон коры: основная линия взаимодействия этих зон коры направлена «снизу вверх». ( Л. С. Выготский 1934. 1960).
У взрослого человека с полностью сложившимися психологическими функциями ведущее место переходит к высшим зонам коры. Даже воспринимая окружающий мир, взрослый человек организует свои впечатления в логические системы; иными словами, наиболее высокие, третичные, зоны коры у него управляют работой подчиненных им вторичных зон, а при поражении последних оказывают на них компенсирующее влияние. Такой характер взаимоотношений иерархически построенных зон коры в зрелом возрасте позволил Л. С. Выгодскому заключить, что на позднем этапе онтогенеза они взаимодействуют «сверху вниз».
|
|
Второй закон можно сформулировать как закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры.
Суть. Первичные зоны коры каждой из частей, входящих в состав описываемого блока, обладают максимальной модальной специфичностью. Основа этого явления – наличие огромного числа нейронов с высокодифференцированной, модально-специфической функцией.
Вторичные зоны коры, где преобладают верхние слои с их ассоциативными нейронами, обладают модальной специфичность в значительно меньшей степени.
Еще в меньшей степени модальная специфичность характеризует третичные зоны описываемого блока, которые можно обозначить как «зоны перекрытия» корковых отделов различных анализаторов.
В еще меньшей степени этот принцип можно относить к высшим, символическим уровням работы этих зон, с переходом которым функция третичных зон в известной мере приобретает надмодальный характер.
Третий закон – закон прогрессивной латерализации функций, т.е. связи функций с определенным полушарием мозга по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным зонам.
Известно, что первичные зоны обоих полушарий равноценны: и те и другие являются проекциями контрлатеральных (расположенных на противоположной стороне) воспринимающих поверхностей, и не о каком доминировании первичных зон того или другого полушария говорить нельзя.
Иначе обстоит дело при переходе к вторичным зонам. Известно, что с возникновением праворукости (а ее появление связано с трудом, и, по-видимому, относится к очень ранним этапам истории человека), а затем и связной с ней речи, возникает известная латерализация функций, которая отсутствует у животных, но которая у человека становится важным принципом функциональной организации мозга.
Левое полушарие (у правшей) становится доминантным; именно оно начинает осуществлять речевые функции, в то время как правое полушарие, не связанное с деятельностью правой руки и речью, остается субдоминантным. Этот принцип латерализации функций становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры человека.
Левое (доминантное) полушарие играет существенную роль не только в мозговой организации самих речевых процессов, но и в мозговой организации всех связанных с речью высших форм психической деятельности – категориального восприятия, активной речевой памяти, логического мышления и др., в то время как правое (субдоминантное) полушарие в меньшей степени участвует в их протекании.
Принцип латерализации высших функций в коре головного мозга вступает в силу только на уровне вторичных и третичных зон коры, которые играют основную роль в функциональной организации информации, доходящей до коры головного мозга, осуществляемая у человека с помощью речи.
Таковы самые общие принципы работы второго функционального блока мозга.