Основные понятия. Тема 5. Мотивация деятельности в менеджменте

Тема 5. Мотивация деятельности в менеджменте

5.1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности.

5.2. Классификация и характеристика современных теорий мо­тивации.

5.3. Модели мотивации трудовой деятельности.

Основные понятия

Потребность, мотив, интерес, стимул, мотивация, тип мотивации, теории мотивации.

1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности. Одной из стратегических задач управления персоналом явля­ется повышение эффективности и результативности работы со­трудников. В решении этой задачи наиболее важным направлени­ем является мотивация трудовой деятельности сотрудников. Существует много определений мотивации. Ряд авторов считают, что мотивация - это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей орга­низации. Однако стимулирование, т.е. побуждение сотрудников к опре­деленным действиям, предполагает выполнение ими «чужой воли» менеджера. При таком подходе основная задача менеджера заклю­чается в создании условий, при которых могут быть достигнуты высокие результаты труда.

Важную роль в повышении эффективности и результативнос­ти работы человека играют его ценностные ориентации, убежде­ния, взгляды, потребности.

С учетом этих позиций мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и «внешних факторов».

К внутриличностным факторам могут быть отнесены природ­ные свойства индивида и индивидуально-психологические особен­ности (темперамент, характер, способности), а также система потребностей, мотивов, интересов.

Именно внутри личностные факторы объясняют различие мотивационных структур отдельных людей, разную степень влияния на них одинаковых стимулов.

Вместе с тем, человек не рождается с готовой мотивацией, ее формирование во многом обусловлено ситуацией обществен­ной жизни в целом и социально-экономическими условиями в стране.

Особую актуальность мотивация трудовой деятельности приобретает в условиях кризиса труда. Специалисты рассмат­ривают стимулирование, предполагающее ориентацию практи­ки управления на фактическую структуру ценностных устано­вок и интересов работника, как практику решения проблемы повышения эффективности их труда. Цель стимулирования -наиболее полная реализация имеющегося трудового потенци­ала работника.

Мотивация рассматривается как стратегия преодоления кри­зиса труда и предполагает долговременное воздействие на работ­ника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответству­ющего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.

2. Классификация и характеристика современных теорий мо­тивации

В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации:

• первоначальные,

• содержательные,

• процессуальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: