Показатели | 2005 (проект) | ||
Расходы | 2 трлн 346 млрд руб. | 2 трлн 703 млрд руб. | 3 трлн 05 млрд руб. |
Доходы | 2 трлн 417 млрд руб. | 3 трлн 290 млрд руб. | 3 трлн 32 млрд руб. |
Бюджетный профицит | 71 млрд руб. | 587 млрд руб. | 278 млрд руб. |
Соотношение доходов госбюджета к ВВП, % | 18,2 | 21,1 | 17,8 |
Особенностью бюджета 2004 г. было создание Стабилизационного фонда. Это своего рода страховка для экономики в целом. В него вош –ли все дополнительные доходы от введения пошлин на нефть и часть налога на добычу полезных ископаемых. По расчетам аналитиков Минфина России, объем Стабилизационного фонда на 1 января 2006 г. возрастет до 720 млрд руб. Также в бюджете 2004 г. была снижена налоговая нагрузка: ставка НДС с 20% до 18%, а также отменен 5%–ный налог с продаж.
Особенностью бюджета 2005 г. является:
• увеличение ВВП до 18 трлн 720 млрд руб.;
• увеличение военных расходов на 27,7%;
• увеличение расходов на борьбу с терроризмом на 150 млрд руб.;
• рост заработной платы в бюджетном секторе на 20%;
• снижение единого социального налога (перенос части налогового бремени с обрабатывающих секторов экономики на сырьевые).
|
|
Из табл. 17.1 видно, что доходы госбюджета в 2005 г. несколько выше, чем в 2004 г. и значительно выше, чем в 2003 г. Однако же в долларовом исчислении доходы госбюджета составляют около 111 млрд долл., что нельзя считать достаточным. На нынешнем этапе развития экономики бюджет нашей страны должен составлять порядка 300 млрд долл. Для сравнения – госбюджет США на 2004 г. составлял около 2 трлн долл.
Сумма бюджетных расходов в процентах к ВВП называется государственной квотой. В Швеции она равна 60%, в США – 30, в России – 17,3 (2004 г.) и в 2005 г. по прогнозам должна составить 16,3%.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |
Помимо государственного бюджета важным элементов в системе централизованных финансов являются государственные внебюджетные фонды – совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительственных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств. Внебюджетные фонды подразделяются на социальные и экономические. К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации; к экономическим – Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др. В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
|
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ |
Специфическим элементом централизованных финансов выступает государственный кредит (займ), представляющий собой мобилизацию государством временно свободных средств населения и юридических лиц и их использование для финансирования экономических и социальных программ. Государственный займ, размещенный внутри страны, называется внутренним займом (кредитом), а в других странах – внешним займом. Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг (ГКО – государственные краткосрочные облигации, ОФЗ – облигации федерального займа, ОГСЗ – облигации государственного сберегательного займа и др.). В России они выпускаются Минфином России.
Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные
Раздел III. Макроэкономика
Глава 17. Финансовая политика государства
(свыше 5 лет). В России в 2005 г. около 93% запланированного объема внутреннего займа будет приходиться на среднесрочные и долгосрочные заимствования. Всего в 2005 г. планируется привлечь за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке 210,9 млрд руб. и погасить государственные ценные бумаги на сумму 85,8 млрд руб. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Различают внутренний долг – это долг государства своему населению и внешний долг – долг иностранным государствам, организациям и физическим лицам. На 1 января 2006 г. (по прогнозам) внутренний долг России составит более 600 млрд руб. (20 млрд долл. США). На 1 января 2004 г. внутренний долг составлял 23,15 млрд долл. США. К 2005 г. внешний долг России сократился с 121,6 млрд долл. США до 113,6 млрд долл., т. е. на 8 млрд долл. В 2005 г. Россия планирует выплатить 17,7 млрд долл. США в счет погашения основной суммы внешнего долга и 6,2 млрд долл. составят проценты. Россия также является кредитором. Основными нашими должниками являются Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, страны СНГ.
ФОНДЫ СТРАХОВАНИЯ |
Фонды страхования предназначены для возмещения убытков, причиненных в результате стихийных бедствий и несчастных случаев. Объектом купли–продажи здесь выступает страховая защищенность. Страхование может быть добровольным и обязательным. Среди основных функций страхования выделим следующие:
• формирование фонда денежных средств (как плата за риски, которые берут на себя страховые компании);
• возмещение ущерба юридическим и физическим лицам;
• предупреждение страховых случаев и минимизация возможного страхового ущерба;
• формирование инвестиционного потенциала страны: временно свободные денежные средства можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т. д.
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ |
Учитывая, что емкость российского страхового рынка пока еще очень мала, денежные средства финансовых компаний в нашей стране не являются существенным источником инвестиций в экономику. Финансы предприятий, как мы уже отмечали, представляют собой вторую сферу финансовых отношений (децентрализованную) и являются основой всей финансовой системы. Децентрализо–
ванные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств для выполнения своих обязательств перед государством, другими предприятиями, работниками и т. д. Предприятия осуществляют деятельность на условиях коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Государство, заинтересованное в прибыльной работе предприятий, стремится создать благоприятные условия для предпринимательства.
|
|