Рис.1 Зона возможного заражения местности аммиаком при аварии автомобильной цистерны по методике [1]
Рис.2 Мгновенный выброс аммиака
Результаты расчетов представлены в таблице 1
Таблица 1.
№
|
Расчетный параметр
|
Значение расчетного параметра
|
|
Qэ1 – количество в-ва в первичном облаке
|
0.001009 т. Перевести в литры
|
|
Qэ2 – количество в-ва во вторичном облаке
|
0.083895 т. Перевести в литры
|
|
Г1 – глубина зоны заражения для первичного облака
|
0.38 км.
|
|
Г2 – глубина зоны заражения для вторичного облака
|
1.05 км.
|
|
Г - полная глубина зоны заражения
|
1.24 км.
|
|
S в – площадь зоны возможного заражения
|
2.4 км2
|
|
S ф – площадь зоны фактического заражения
|
0.206 км2
|
|
t – время подхода зараженного облака к объекту
|
0.004 ч. Мин
|
|
T – продолжительность поражающего действия АХОВ
|
82 мин.
|
Расчеты произведенные по нормативной методике [1] и представленные выше не учитывают ряд факторов и особенностей, которые будут присутствовать в фактической аварийной ситуации. Так, например, как показали исследования, проведенные в Санкт-Петербугском университете ГПС МЧС России, [2], необходимо учитывать разлив АХОВ при разгерметизации (разрушении) не только в районе аварийной остановки, но и на участке торможения. Кроме этого, следует учитывать и такой поражающий фактор на личный состав аварийной команды и население как возможное воспламенение с последующим взрывом аммиака. Поэтому при оценке поражающего действия людей в результате аварий (разрушений) таких объектов на транспорте следует рассматривать комплексное воздействие на них токсического облака заражения и возможной ударной волны от воспламенения газопаровоздушной смеси.
В соответствии с предложенной методикой, проведем оценку возможной химической обстановки с учетом факторов фактической аварийной ситуации складывающейся по следующему сценарию: при транспортировании 20 тонн аммиака на хладокомбинат по маршруту …………..(указать от до …. Кокретный маршрут по катре) в районе показать точку на карте произошел террористической акт подрыва цистрены с аммиаком.
Рассмотрим порядок выполнения обстановки при авариях (разрушениях) резервуаров с АХОВ, перевозимых автотранспортом, на примере: в результате террористического акта в г. Кострома на улице Зеленая произошла разгерметизация автоцистерны с аммиаком в количестве 20 тонн.
При разгерментизации автоцистерн, превозящих АХОВ, следует принять наиболее возможные варианты:
- образование пробоины (трещины) в днище цистерны;
- образование пробоины в боковой части цистерны;
- разрушение полностью цистерны с разбросом содержимого АХОВ.
При выявлении химической обстановки при авариях такого рода объектов следует учитывать распространение зараженного облака как с участка пролива от момента разгерметизации цистерны до состановки транспорта, так и с учестка последующего пролива при остановке.
Рис.3 Зона возможного заражения местности аммиаком при аварии автомобильной цистерны по методике [2]
V
Рис.4 Аварийный пролив аммиака в движении
Результаты расчетаов химической обстановки при аварийномго пролива проливе аммиака при в движении транспортного средства представлены в таблице 2 и 3
таблица 2.
№
|
Расчетный параметр
|
Значение расчетного параметра
|
| - количество в-ва в первичном облаке
|
0,00013т. литры
|
| – количество в-ва во вторичном облаке
|
0,0022т. литры
|
| - глубина зоны заражения для первичного облака
|
0,24км.
|
| - глубина зоны заражения для вторичного облака
|
0,0350км.
|
| Г – полная глубина зоны заражения
|
0,25км
|
таблица 3.
№
|
Расчетный параметр
|
Значение расчетного параметра
|
| - количество в-ва в первичном облаке
| 0,001800 литры
|
| - количество в-ва во вторичном облаке
| 0,076457 литры
|
| - глубина зоны заражения для первичного облака
| 0,50 км
|
| - глубина зоны заражения для вторичного облака
| 1 км
|
| Г - полная глубина зоны заражения
| 1,25 км
|
Сравнивая результаты, полученные по методике [1] и [2] мы видим что полная глубина зоны заражения в первом случае будет меньше чем при движении цистерны.