Целеустремленная деятельность субъектов политического процесса достигается на основе политических решений

Политическое решение есть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения, достижения целей в сфере государственной власти.

Правильный выбор предполагает:

► анализ ситуации в обществе;

► разработку стратегии и тактики действий, соответствую­щих политической ситуации в стране и общественным запросам;

► сравнение альтернативных вариантов политического по­ведения и экспертную оценку его последствий;

► принятие научно обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации;

► применение демократических, нравственных средств и методов достижения политических целей, общественно полезных результатов.

Тема 12

Политическая деятельность

Классификация субъектов политического процесса.

Политическая элита. Ее характерные черты. Механизмы формирования политической элиты.

Политическое лидерство. Природа и функции полити­ческого лидерства. Типы политического лидерства. Сов­ременные тенденции в развитии политического лидер­ства.

Политическая деятельность: цели, мотивация, критерии. Типы политических действий: позитивные и негативные, инерционные и творческие, стихийные и организован­ные, легальные и нелегальные. Формы политических действий.

Типы политического участия: традиционное и новатор­ское, индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, законное и незаконное. Формы полити­ческого участия: активные и пассивные, прямые и опос­редованные, автономные и мобилизационные. Причины абсентеизма — неучастия в политической жизни.

Принципы взаимоотношений субъектов политического процесса: плюрализм, консенсус, компромисс.

Политическая деятельность — это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное участие в политической жизни.

В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Индивидуальные субъекты — «рядовые» граждане и «профес­сиональные» политики.

Групповые субъекты — общности, группы, коллективы.

Институциональные субъекты — институты государства и гражданского общества.

Субъекты политики совершают действия в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их политическое по­ведение — это поступки, мотивированные политическими це­лями и интересами, способы и методы влияния на государ­ственную власть.

Субъекты политического процесса взаимодействуют. Их от­ношения носят характер соперничества, обусловленного вза­имным стремлением к завоеванию и использованию государ­ственной власти. Конкуренция отличается напряженностью и конфликтностью. Потому что ежедневно сталкиваются несов­падающие или противоположные интересы, ценности и пози­ции, мотивы и психологические свойства, нормы и правила по­ведения, суеверия и предрассудки, личные способности и уме­ния. Основные формы взаимодействия субъектов политики — соперничество и сотрудничество, союз и конфронтация, изо­ляция и нейтрализация (конкурентов), гегемония и монопо­лия.

Наиболее активный субъект политики — политическая эли­та. Слово «элита» в переводе с французского означает «избран­ное», «лучшее». К элите причисляют правящее меньшинство граждан (используется также категория «правящий класс»), ко­торое управляет обществом. Это лица, занимающиеся профес­сиональной политической деятельностью, имеющие высокий социальный статус и властное влияние.

Политическая элита — обладающая законными полномочия­ми, профессиональными знаниями и навыками социальная группа, осуществляющая властно-управленческие функции в обществе.

В конце XIX — начале XX вв. возникли теории элит. Их соз­датели — итальянские политологи В. Парето, Г. Моска, ав­стрийский политолог Р. Михельс и другие ученые. Они доказа­ли, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человечес­кая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, раз­вития, упадка и смены элит В. Парето назвал «универсальным законом истории».

Существуют две апробированные жизнью системы рекрути­рования (формирования и воспроизводства,) элит: антрепре­нерская (открытая, демократическая) и гильдий (закрытая, по­рождающая бюрократизм, консерватизм и конформизм).

Основные функции политической элиты:

► принятие политических решений и контроль их исполне­ния;

► формирование и представительство групповых интере­сов;

► политическое проектирование.

Политическая элита внутренне неоднородна, дифференци­рована, имеет свои особенности на разных исторических эта­пах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выпол­няют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционирован­ными государством или общественными объединениями.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски):

► «правящая элита» — группа, управляющая обществом от имени государства;

► «потенциальные элиты» — группы, стремящиеся к власти;

► «селекторат» — группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

► «самодеятельные элиты» — группы, проигравшие выбо­ры, но активно готовящиеся к очередным выборам (оп­позиция и сторонники политического режима);

► «элиты в политике» — авторитетные представители ин­теллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;

► «группы вето» — группы в составе правящей элиты, от ко­торых зависит окончательное принятие политических ре­шений;

► «связанная группа» — неформальное (анонимное, тене­вое) объединение, оказывающее активное влияние на по­литику властных институтов государства.

Относительно самостоятельный субъект политического процесса — государственная бюрократия. Часть ее (реально участвующая в принятии управленческих решений, а также об­ладающая властными полномочиями) входит в состав правя­щей политической элиты.

В политическом процессе участвуют политические лидеры.

Политический лидер — авторитетная, обладающая профес­сионально-нравственными качествами личность, способная объ­единять и мобилизовать людей (социальные группы, государ­ственные и общественные институты) на достижение социаль­но значимых целей.

Как свидетельствует исторический опыт, политические ли­деры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, пере­ломные периоды общественного развития.

Функции политического лидерства:

► организационно-управленческая;

► коммуникативная;

► мобилизационная;

► интегративная.

В политологии выделяются три типа лидерства (классифи­кация М. Вебера): традиционный (вожди племен, монархи,);ра­ционально-правовой (демократический, закрепленный закона­ми страны), харизматический (основывается на вере привер­женцев в выдающиеся качества и способности лидера).

Для общества предпочтительнее рационально-правовое ли­дерство.

Харизматические лидеры в кризисные периоды обществен­ного развития, как правило, играют активную мобилизующую роль в социальных преобразованиях. И если в этих условиях гражданами преувеличиваются заслуги лидера, формируется культ (обожествление индивидуальных качеств) его личности, то лидер неизбежно превращается в диктатора, политического волюнтариста, способного поставить под угрозу безопасность граждан, общества и государства.

В современных условиях наблюдаются новые тенденции в развитии политического лидерства. Они обусловлены возрас­тающей взаимозависимостью между народами, государствами и регионами мира, научно-техническим прогрессом и обостре­нием глобальных проблем человечества. Эти тенденции прояв­ляются:

► в более высоких, чем прежде, требованиях к политичес­кой культуре, профессионализму и индивидуальным ка­чествам лидеров;

► в повышении ответственности лидеров не только за бла­гополучие стран, в которых они действуют, но и за судьбы мирового сообщества;

► в концентрации внимания национальных лидеров на раз­решении политических, социально-экономических и ду­ховных проблем, от которых зависит стабильность об­щества, безопасность и благосостояние граждан, реали­зация прав и свобод человека.

* * *

Политическая деятельность выражается в политическом поведении — совокупности мотивированных действий и полити­ческом участии — средстве выражения и реализации политичес­ких интересов.

Действия субъектов политики могут быть различных типов (см. рис. 3.5).

Позитивные действия обеспечивают непрерывное совер­шенствование политической системы, ее динамичное прогрес­сивное развитие.

Негативные действия порождают кризисные тенденции, со­циальные конфликты, неэффективность управления государ­ством и обществом.

Инерционные действия направлены на сохранение традици­онных политических отношений и механизмов государствен­ной власти. Их мировоззренческую, социально-психологическую основу составляют консервативные традиции, идеологи­ческие догмы, ложные идеалы и ценности.

Рис. 3.5. Типы политических действий

Рис. 3.6. Формы политических действий

Творческие действия обеспечивают совершенствование по­литической системы на основе инноваций, демократической культуры, научно обоснованных управленческих решений.

Стихийные действия выражаются в поступках граждан, не управляемых политическими институтами.

Организованные действия отличаются высокой сознатель­ностью и целеустремленностью субъектов политики.

Легальные действия согласуются с законами государства.

Нелегальные действия противоречат правовым нормам по­литических отношений.

Субъекты политического процесса используют разнообраз­ные формы политических действий (см. рис. 3.6).

Реформаторские формы действий направлены на осущес­твление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя. Их цель — обновление, совершенствование, качественное преоб­разование политической и других систем общества.

Революционные формы действий нацелены на коренные, ра­дикальные перемены в общественной жизни, в характере и со­держании государственной власти. Они отражают нежелание граждан жить по-старому и неспособность власти управлять обществом.

Формы политического участия — индикатор реального уро­вня и характера развития народовластия, участия граждан в уп­равлении государственными и общественными делами.

Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам госу­дарства, не выполняющим (или некачественно реализующим) свои обязанности перед обществом.

Преступные действия направлены против конституционно­го строя, демократии, государственности и национальной бе­зопасности конкретных стран или мирового сообщества. Таки­ми формами являются терроризм, саботаж, несправедливые войны, политические перевороты, преступления против лич­ности, подавление свободомыслия в обществе посредством физического устранения популярных политиков.

Особую опасность в настоящее время представляет между­народный терроризм — целенаправленная деятельность экстре­мистских организаций или отдельных личностей, применяю­щих насильственные средства и методы (угрозы, шантаж, убий­ства, похищения людей, взрывы в общественных местах, захват зданий и заложников, провоцирование вооруженных столкно­вений и др.) с целью запугивания правительств и мирных граж­дан. Терроризм является разновидностью политического экс­тремизма, который использует методы насилия и террора.

Осознанные и целенаправленные действия субъектов полити­ки, посредством которых они влияют на политическую систему общества, принято называть политическим участием.

Политическое участие выражается в целенаправленных, сознательных политических поступках. Оно проявляется на мест­ном, региональном и национальном уровнях. Его формы, ви­ды, способы и направленность зависят от многих факторов — характера политического режима, целей, интересов, мотивов, политической культуры конкретной личности или социальной группы. По характеру, масштабности и интенсивности полити­ческого участия граждан можно судить о степени демократич­ности и прогрессивности политической системы общества.

Типы политического участия:

► традиционное и новаторское;

► индивидуальное и коллективное;

► добровольное и принудительное;

► легитимное и нелегитимное.

Формы политического участия:

► активное и пассивное;

► прямое и опосредованное;

► автономное и мобилизационное.

Равнодушное отношение к политической жизни и неучас­тие в ней принято обозначать категорией «абсентеизм». Источ­ники абсентеизма многообразны. Он может быть обусловлен кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуж­дением от власти и недоверием к ней, политико-правовым ни­гилизмом, индивидуализмом.

В политологии неоднозначно трактуется необходимость участия рядовых граждан в управлении государством и общес­твом. Сторонники «элитаризма» (Й. Шумпетер) считают мас­совое участие в политике аномальным явлением и ограничива­ют его выборами правителей. Приверженцы французского просветителя Ж. Ж. Руссо истолковывают демократию как сре­дство выражения общей воли, достижения свободы индивидов. Авторы концепции «демократии для всех» (К. Пейтман, Дж. Циммерман, К. Гулд и др.) рассматривают участие граждан в об­суждении и принятии государственных решений как норму со­временной политической жизни. Некоторые теоретики (К. Поппер, Дж. Мэдисон) отрицают «прямую» демократию, пола­гая, что она может обернуться «тиранией большинства». По мнению сторонников плюралистической концепции, демок­ратия — это свободное соперничество за власть групп интере­сов. Его следствие — компромиссные решения, выборы управ­ляющих и представительных институтов, олицетворяющих власть «с согласия народа», призванных защищать права мень­шинства граждан от диктатуры большинства.

Фундаментальный признак демократии — суверенитет на­рода (народовластие). В зависимости от степени и характера участия граждан в управлении политологи выделяют три ос­новные формы (разновидности) демократии — прямую, плебис­цитарную и представительную.

«Прямая» демократия — это непосредственное участие граждан в управлении государством и обществом: выборах кан­дидатов на государственные должности; референдумах; собра­ниях; подготовке, обсуждении и принятии государственных решений; контроле осуществления решений и действий власт­ных структур государства; управлении предприятиями, насе­ленными пунктами, регионами страны.

Плебисцитарная демократия также предполагает непосред­ственное волеизъявление народа, но ограничивает его узкими рамками. Граждане вправе одобрить или отвергнуть проект го­сударственного решения (например, законопроект), подготов­ленный и вынесенный на всенародное голосование президен­том, правительством, партией или инициативной группой.

Представительная демократия отличается опосредованным политическим участием граждан — через своих представите­лей, избираемых в органы государственной власти. Основные звенья механизма этой демократии: избиратель — парламент — правительство — президент — бюрократия.

На основе анализа не совпадающих мнений политологов о необходимости и целесообразности участия граждан в управле­нии государством и обществом, сформулируем наш вывод.

Политическое участие всех или большинства граждан жела­тельно, но в нынешних условиях демократического развития невозможно. Представительная и плебисцитарная демократия, несмотря на их «отдаленность» от идеала народовластия, — наи­более приемлемые для переходных обществ и западных стран формы осуществления власти. Использование их потенциала способствует формированию предпосылок для утверждения принципов правового государства и гражданского общества.

Характер и социальная результативность политического процесса зависит от соблюдения его субъектами демократичес­ких принципов взаимоотношений: плюрализма, консенсуса, ком­промисса.

Принцип политического плюрализма означает уважение мно­гообразия политических интересов, ценностей, взглядов, пози­ций, концепций и программ. Проявляется в соперничестве и сотрудничестве личностей, социальных групп и институтов в политическом процессе.

Принцип консенсуса предполагает взаимное стремление к со­гласию. Оно достигается между субъектами политики на основе взаимопонимания но актуальным проблемам общественного развития, вопросам сотрудничества и партнерства, тактики со­вместных действий.

Принцип компромисса материализуется в соглашениях меж­ду участниками политического процесса. Эти договоренности основываются на взаимоприемлемых уступках и привержен­ности принципиальным ценностям и установкам.

Тема 13

Политические изменения в переходных обществах

Сущность понятий «политическое развитие», «полити­ческие изменения», «политическая модернизация», «по­литическая трансформация», «демократический тран­зит», «волны демократизации». Содержание концепций политической модернизации. Типы политических изме­нений: ревизия конституции, реформа, революция, госу­дарственный переворот, реставрация. Критерии и усло­вия позитивной динамики политической системы общес­тва.

Характер и специфика политических изменений в пере­ходных обществах. Стадии, модели и противоречия мо­дернизации в постсоциалистических обществах. Зави­симость темпов и результатов политических изменений от адаптивности политических систем, конкретно-исто­рических особенностей стран.

Исторические уроки политических изменений в переход­ных обществах.

Политические изменения в Республике Беларусь.

В середине XX в. политологическая лексика по­полнилась категориями «политическое развитие», «политичес­кие изменения», «политическая трансформация», «политичес­кая модернизация», «демократический транзит», а также кон­цепцией «волны демократизации». Они активно используются сегодня при обсуждении и оценке изменений в обществен­но-политической жизни стран Центральной и Восточной Ев­ропы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Какова сущность этих понятий? Ее необходимо уяснить, чтобы увидеть общее и особенное в этих категориях.

Политическое развитие означает повышение адаптивных возможностей политической системы, ее способностей к мо­билизации незадействованных ресурсов, качественному пере­устройству общества и удовлетворению интересов граждан.


Политические изменения — это показатель динамики и ус­тойчивости институтов политической системы на основе де­мократизации и инноваций, повышения социальной эффек­тивности механизмов властвования, государственного управ­ления.

Политическая трансформация — категория, обозначающая эволюционные (реформационные) процессы в политической сфере, их влияние на стабильность политической системы, прогресс общества.

Политическая модернизация — качественное преобразова­ние традиционных политических систем, методов их взаимо­действия с гражданами государства и мировым сообществом на основе демократических ценностей.

Исследователями Запада введена в научный оборот катего­рия «демократический транзит». Она используется для объяс­нения противоречивой демократической трансформации (ин­ститутов, процедур, традиционного уклада жизни) в переход­ных («транзитных») обществах.

Снискала популярность также концепция «волн демократи­зации», постулирующая направления и этапы демократизации традиционных обществ, нестабильного (подъемы и спады «волн») становления, утверждения и легитимизации институ­тов демократического правления.

Авторы концепции утверждают, что эпицентр «волн демок­ратизации» находится в постиндустриальном мире, — западно­европейских странах и США. Эти «волны», неотвратимо воз­мущая (импульсируя) внешнюю среду, служат источником де­мократизации всех обществ и государств.

Отечественные обществоведы сомневаются в состоятель­ности концепции. Они акцентируют внимание на создании по­лноценного (не идеологизированного) методологического ин­струментария для анализа политических систем и процессов в различных странах, позволяющего объективно исследовать трансформации на пространстве бывшего Советского Союза.

Обозначенное нами содержание категорий, органично свя­занных между собой, но не тождественных, проясняет понима­ние динамики политических процессов в Республике Беларусь и других переходных обществах.

Осмысливая сущность категорий, непосредственно относя­щихся к теме учебного курса, уместно обратить внимание на их дискуссионный характер, теоретическую незавершенность. Политическая наука пока не располагает стройной, завершенной теорией политических преобразований в большинстве стран континента, которые мы называем «развивающимися». В ее фонде множество плюралистических идей и методологических подходов, объясняющих особенности «демократического транзита» переходных обществ, предпочтительные варианты институциональных изменений в них и аналитические функ­циональные модели их устойчивого политического и социаль­но-экономического развития. Исследование процессов модер­низации требует активизации интеллектуальных усилий поли­тологов. Результаты их творческого поиска оказывают прямое влияние на научное обеспечение практической политики в пе­реходных обществах, включая Беларусь.

Рассматривая режимы и стадии политического процесса, мы уяснили, что политические изменения означают демокра­тизацию и позитивную динамику политической системы — ее прогресс, использование инноваций, восходящее движение к качественно новому состоянию.

Обобщая различные научные подходы к модернизации, можно сформулировать критерии-индикаторы политического развития. Они отражают способность политической системы обеспечивать:

► демократические изменения политических структур, со­вершенствование правовой и административной систем;

► внедрение инноваций — гибкое реагирование на вызовы времени и требования общества, социальные проблемы и внешние факторы политического суверенитета, нацио­нальной безопасности;

► изменение ценностных ориентации граждан, приобще­ние их к демократической культуре;

► равноправное и активное политическое участие, регули­руемое стандартами, нормами и стимулами государства;

► устойчивое социально-экономическое развитие.

Исходя из этих критериев, можно сформулировать условия позитивной динамики политических изменений в переходных об­ществах:

► повышение адаптивности политической системы к но­вым проблемам и запросам общества посредством ново­введений: преобразования структур, корректировки пол­номочий и функций политико-властных институтов;

внесения изменений в законодательство; совершенство­вания технологий государственного управления;

► рациональный выбор политического курса государства, подкрепленный гражданским согласием, и последова­тельное проведение его в жизнь;

► проведение комплексных политических реформ, ориенти­рованных на длительную историческую перспективу, ка­чественное переустройство всех звеньев политической системы;

► умножение возможностей системы по удовлетворению потребностей граждан; преодоление их отчуждения от политики, развитие новых форм политического участия;

► цивилизованное урегулирование конфликтов и кризи­сов;

► идеологическое обеспечение модернизации, целенап­равленное формирование демократической политичес­кой культуры общества.

Одним из ключевых условий политических изменений яв­ляется мобилизация, комплексное использование субъектами политики материальных, финансовых, культурно-информаци­онных, технологических и иных ресурсов общества для обеспе­чения массовой поддержки гражданами их инициатив, про­грамм и проектов.

Исторические типы политических изменений: реформы, ре­волюции, государственные перевороты, реставрация скомпроме­тировавших себя режимов, ревизия конституций.

Самый желаемый, предпочтительный тип политических из­менений для любого общества, как подтверждает опыт челове­чества, — эволюционный путь преобразований: системные ре­формы, позволяющие достичь перемен без радикальных мер и «шоковых» потрясений.

Ценностный базис этих реформ — демократизация как про­цесс системных демократических изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах, обеспечиваю­щих восходящее прогрессивное развитие общества, формирование эффективных политических институтов, укрепление га­рантий реализации прав и свобод человека.

Политическая модернизация, как свидетельствует опыт Бе­ларуси, России и других стран СНГ, включает следующие стадии:

► критическая оценка обществом своих традиционных по­литических ценностей;

► определение путей, средств и методов преодоления кри­зисных тенденций, конфликтности и напряженности в обществе;

► изменение ценностных ориентации граждан, формиро­вание у них демократической культуры;

► демонтаж старой политической системы, ликвидация ее несоответствий современным демократическим крите­риям;

► проведение комплексных реформ в политической, эконо­мической, социальной и духовно-идеологической сферах.

Опыт политической модернизации бывших советских рес­публик и других стран позволяет сформулировать некоторые выводы, важные для понимания особенностей происходящих в них изменений.

► Термин «модернизация» применительно к политической сфере означает и состояние политического развития, и процесс перехода к «политическому модерну» — совре­менным обществам, качественно новому уровню поли­тической культуры и политических отношений.

► Модернизация не есть «копирование» западных полити­ческих ценностей. Ее ошибочно рассматривать как про­цесс «догоняющего» развития индустриальных (постин­дустриальных) стран.

► Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству поли­тического бытия. Переход к «политическому модерну» — более зрелому народовластию — актуальная задача для каждой страны.

► Не существует универсальных теоретических схем и мо­делей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, истори- ко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и полити­ческой культуры конкретного общества. Главное проти­воречие современных политических изменений — зако­номерный конфликт между утвердившимися нормами политической культуры в западном мире и национальны­ми ценностями и традициями переходных, менее разви­тых, традиционных государств.

► Модернизация в каждой конкретной стране — длитель­ный исторический этап последовательных преобразова­ний в области политических и идеологических отноше­ний, социально-экономической и духовной сферах, ха­рактере, ценностях и технологиях политической деятель­ности.

Политические изменения нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт дру­гих стран. Нарушение этого правила оборачивается противоде­йствием реформационной политике со стороны граждан, мас­совым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений.

Французский ученый и общественный деятель А. де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности форсирования по­литического развития. Он отмечал, что «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства».

Исторические факты. Переход от традиционных (абсолю- тистско-олигархических) систем к демократии занял в Вели­кобритании, странах Северной Европы несколько столетий. Переход Франции к демократической политической системе, начатый революцией 1789 г., продолжался до 80-х гг. XX в.

Политические изменения далеко не всегда приводят к бес­поворотному утверждению демократических норм и принци­пов власти. Они характеризуются повышенной конфликтнос­тью социально-политических процессов. Противоборство субъ­ектов политики может порождать острые кризисы, обернуться реставрацией традиционных режимов и облегчить узурпацию власти реакционными силами.

Исторические факты. Лидер фашистского движения Муссо­лини в Италии, получив пост премьер министра в 1922 г., пре­рвал процесс либеральных реформ. В стране на многие годы ут­вердилась фашистская диктатура. Был взят курс на итальян­ское господство в районе Средиземного моря и экспансию в Африке. Правительство подписало соглашение о политичес­ком сотрудничестве с гитлеровским режимом. Италия вместе с Германией вступила в войну против СССР и других стран.

В условиях мирового экономического кризиса 1929—33 гг. резко активизировалась Национал-социалистическая партия Германии, щедро финансируемая противниками демократии.

В стране установилась фашистская диктатура — власть наибо­лее реакционных, шовинистических групп монополистическо­го капитала. В арсенале этой власти ключевую роль играли та­кие средства, как террор, шпионаж, провокации, милитариза­ция экономики, вооруженная борьба за мировое господство.

В 1939 г. потерпели поражение республиканцы в Испании. Утвердилась диктатура генерала Франко. Правительство объя­вило недействительными все законодательные акты республи­ки, выступило на стороне Германии и Италии в захватнической войне.

Автократические тенденции сегодня проявляются и в поли­тическом развитии бывших советских республик. Главное про­тиворечие модернизации в них — между демократическими це­лями преобразований и традиционализмом, реальным и долж­ным уровнем политической культуры, доверием граждан власт­ным структурам и недостаточной эффективностью государ­ственного управления.

В западной политологической литературе выделяют три типа модернизации: первичную, вторичную, глобальную.

«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разруше­ния традиционных наследственных привилегий и провозгла­шения равных гражданских прав.

«Вторичная модернизация» — демократические преобразо­вания «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и дру­гие страны мира). Она обусловлена неравномерностью эконо­мического и политического развития стран, их культурно-на циональными особенностями. Эта модернизация осуществля­ется на бывшем постсоветском пространстве противоречиво, носит циклический, не всегда последовательный характер и могла бы быть эффективнее по своим результатам.

«Глобальная модернизация» — процесс качественного совер­шенствования всех современных обществ с целью их стабиль­ного развития, а также системы международных отношений.

Политические изменения в Республике Беларусь

После распада СССР Беларусь обрела независимость. Путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее зна­чение для укрепления ее суверенитета и государственности. Общество осознало необходимость перехода от советской по­литической модели жизнеустройства к социально ориентиро­ванной рыночной экономике, что способствует достижению национального согласия. Закрепляются в законодательстве де­мократические принципы и нормы. Постепенно осуществля­ются преобразования в экономической, политической, соци­альной и духовно-идеологической сферах. Возрастает консти­туционно-правовая ответственность органов власти. Соверше­нствуется государственно-правовой механизм.

Качественные перемены укрепляют национальную госу­дарственность, потенциал власти для реализации поддержива­емого гражданами стратегического курса общества. Вектор по­литических изменений в республике направлен на решение кон­кретных задач:

► последовательное претворение в жизнь социально-эко­номической политики государства, свободно выбранной политической модели переустройства общественной жизни;

► развитие гражданского общества на основе внедрения апробированных практикой форм народовластия;

► повышение культуры государственного управления;

► совершенствование законодательства и укрепление за­конности;

► усиление адаптивности политической системы к иннова­циям, вызовам времени и запросам общества;

► духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ, государственной политики.

Республика Беларусь провозглашена демократическим го­сударством. Это означает, что ее цель — утверждение во всех сферах жизни общества демократических норм. Страна пре­одолела кризисные процессы начала 1990-х гг., реализовала программы двух пятилеток и достигла состояния политической и экономической стабильности. Это — прочная социальная ба­за укрепления потенциала государства для народа, дальнейших изменений в политической системе, отвечающих интересам личности и общества.

Тема 14

Представительство и выборы

Избирательный процесс. Функции выборов в политичес­кой системе общества.

Избирательное право. Демократические принципы вы­боров.

Понятие и типы избирательных систем. Специфика, дос­тоинства и недостатки мажоритарной, пропорциональ­ной и смешанной избирательных систем.

Избирательная кампания, ее цели, структурные звенья и особенности организации. Избирательные технологии. Референдум как институт непосредственной демокра­тии.

Избирательная система Республики Беларусь.

Важнейший элемент демократического полити­ческого процесса — выборы депутатов парламента и других лиц, избираемых на государственные должности народом. Некото­рые политологи не без оснований называют выборы полити­ческим рынком. Претенденты на государственные должности (продавцы) предлагают избирателям (покупателям) свои поли­тические программы в обмен на властные полномочия.

Выборы — это способ формирования высших и местных орга­нов государственной власти. Выборы могут быть парламентски­ми и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтерна­тивными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).

Каковы социальные функции выборов? Выборы являются:

► инструментом легитимизации и совершенствования по­литической системы общества;

► демократическим каналом формирования политической воли граждан, представительства их интересов в органах государственной власти;

► способом смены политических элит волеизъявлением граждан;

► формой коммуникации граждан с властью, обществен­ного контроля политических институтов;

► средством политической социализации личности.

Порядок формирования органов государственной власти посредством выборов регламентируется избирательной систе­мой страны — закрепленными в законах государства нормами, принципами и процедурами. В законодательстве демократи­ческого государства закреплены избирательные права граждан, ответственность органов власти за организацию выборов, пол­номочия избирательных комиссий, процедуры предвыборной агитации и голосования.

В каждой стране избирательные нормы имеют свою специ­фику, обусловленную особенностями развития государства и общества. Однако существуют общепризнанные демократи­ческие принципы выборов:

► свободное волеизъявление избирателей;

► всеобщее избирательное право;

► равенство голосов избирателей;

► прямое избирательное право;

► тайное голосование;

► открытость и гласность.

В современной общественной практике применяются три основных типа избирательных систем (см. рис. 3.7).

Рис. 3.7. Типы избирательных систем

Пропорциональная избирательная система — регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, предусматриваю­щий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с

числом по­данных за них голосов избирателей.

Особенности пропорциональной системы:

► выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;

► избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;

► каждая политическая партия получает в парламенте чис­ло мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся де­путатами);

► законодательное установление «заградительного барье­ра» (минимального числа голосов избирателей, необхо­димого для представительства в парламенте).

Достоинства пропорциональной системы:

► стимулирует многопартийность;

► более адекватно, нежели мажоритарная система, отража­ет политическую волю избирателей и расстановку поли­тических сил в стране.

Недостатки пропорциональной системы:

► система выгодна партийной верхушке, отчуждает от по­литики рядовых партийцев и партийный электорат;

► депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;

► практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность;

► в парламент избираются представители многих (прежде всего крупных, влиятельных) партий, что затрудняет формирование правительства, негативно отражается на его стабильности.

Мажоритарная избирательная система — такой правовой по­рядок, при котором победителем на выборах признается канди­дат, получивший установленное (абсолютное или относитель­ное) большинство голосов в избирательном округе.

Особенности мажоритарной системы:

► выборы проводятся по одномандатным округам;

► избиратели голосуют за конкретного кандидата в депута­ты, а не за партийный список;

► избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (система аб­солютного большинства; если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно боль­шее число голосов избирателей);

► депутатский мандат получает кандидат, набравший отно­сительно большее, чем соперники, число голосов избира­телей (система относительного большинства).

Достоинства мажоритарной системы:

► универсальность: можно применять для избрания депу­татов парламента и других лиц на государственные долж­ности;

► позволяет избирателю оценить личные достоинства кан­дидата.

Недостатки мажоритарной системы:

► значительная часть избирателей страны, проголосовав­ших против кандидатов (иногда до 50% и более), остается не представленной в органах власти;

► сужает возможности небольших общественных объеди­нений провести своих представителей в государственные органы;

► может порождать местничество в ущерб общенациональ­ным интересам, поскольку депутаты зависят от избирате­лей, проживающих в конкретном округе.

Смешанная избирательная система — сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.

Избирательный процесс

Подготовка к выборам в каждой стране характеризуется на­калом политических страстей, жесткой конкурентной борьбой претендентов на власть за голоса избирателей.

Подготовка к выборам и их проведение включает ряд обяза­тельных процедур: назначение выборов, регистрацию избирате­лей, организацию избирательных округов, выдвижение канди­датов, агитацию и пропаганду в пользу кандидатов на государ­ственные должности, проведение голосования и определение его результатов, распределение депутатских мандатов. Сово­купность этих процедур характеризуется понятием «избира­тельный процесс».

Для проведения выборов образуются органами государствен­ной власти избирательные округа и избирательные комиссии.

Выборы в демократических странах всегда проходят в обста­новке жесткой политической борьбы за умонастроения, пред­почтения избирателей. Конкурентное противоборство часто выходит за правовые рамки, сопровождается применением «грязных технологий». Все многообразие предвыборных дей­ствий и мероприятий, инициируемых субъектами политики, обозначается понятием «избирательная кампания».

Избирательная кампания политических соперников имеет целью обеспечение поддержки граждан на предстоящих вы­борах. Для достижения своих целей они используют арсенал средств и методов воздействия на избирателей — различные избирательные технологии. Применяя их, они ведут «полити­ческую игру», оценивают массовые настроения и возмож­ности политических конкурентов, стремятся включить дей­ственные социально-психологические механизмы влияния на общественное сознание и мотивы поведения граждан. В результате политический процесс достигает высокого нака­ла. Его можно охарактеризовать как острое соперничество за обладание государственной властью, ее ресурсами и возмож­ностями.

Избирательная кампания — это комплекс организацион­ных, информационно-технологических и агитационно-про- пагандистских мероприятий. Ее исходная ступень — выдви­жение кандидатов на депутатские мандаты или на высшие го­сударственные должности. После регистрации кандидатов проводятся агитационные и пропагандистские акции, кото­рые организуют специально создаваемые кандидатами или общественными объединениями штабы (команды професси­оналов). Их главная задача — создать привлекательный образ (имидж) кандидата. В ходе выборов действует институт наб­людателей, состоящий из представителей кандидатов на госу­дарственные должности, общественных объединений, непра­вительственных международных организаций. Они наблюда­ют за ходом голосования, подсчетом голосов и этим самым препятствует возможной фальсификации результатов выбо­ров.

Принципы демократической организации выборов:

► свобода выборов;

► альтернативность;

► состязательность;

► равенство возможностей кандидатов (их материальных и информационных ресурсов).

Важнейшим инструментом избирательных кампаний явля­ются избирательные технологии — совокупность методов влия­ния на сознание и поведение избирателей.

Избирательные технологии включают:

► анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей на основе объектив­ной информации; определение ключевых социальных проблем;

► разработку стратегии (что делать), тактики (как делать), плана избирательной кампании;

► изучение информации о кандидатах в депутаты, полити­ческих субъектах, их поддерживающих, электоральных предпочтениях;

► выявление кандидатов, вызывающих наибольшее дове­рие избирателей, оценку их политических программ; ана­лиз сильных и слабых сторон всех кандидатов;

► выбор адресных групп (к кому необходимо апеллиро­вать);

► формулирование лозунгов, обращений к тем группам, которым предполагается уделить приоритетное внима­ние;

► определение содержания, методики, процедур, приемов, технических возможностей пропаганды и агитации;

► выработку рекомендаций, установок, советов кандида­там, их консультирование;

► реализацию тактики (применение приемов и методов де­ятельности: информирование населения о кандидатах и их программах; организация публичных выступлений кандидатов).

Из приведенных суждений видно, что избирательные техно­логии есть симбиоз научных знаний, политического опыта и целе­устремленных действий. Избирательные технологии, разрабо- тайные профессионалами, — мощное средство борьбы за голо­са избирателей. Без их использования невозможна победа кан­дидатов на государственные должности.

Избирательная система Республики Беларусь

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государ­ственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом не­дееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в мес­тах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граждане, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Ав­стрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательность участия в голосовании и санкции за нарушение этого требова­ния.

Конституция Республики Беларусь гарантирует избирате­лям и кандидатам на государственные должности свободу мне­ний, убеждений и их беспрепятственное выражение, свободу информации.

Подготовка и проведение выборов должны проводиться от­крыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информи­ровать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граж­дане вправе присутствовать на заседаниях избирательных ко­миссий. В день голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.

Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выбо­рах на равных основаниях.

В соответствии с этим принципом создаются равные по чис­ленности избирателей округа (отклонение от средних показа­телей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избира­телю после предъявления паспорта или заменяющего его удос­товерения личности.

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредствен­но. Путем прямых выборов также избирается глава государ­ства — Президент Республики Беларусь.

56 членов Совета Республики Национального собрания Ре­спублики Беларусь от областей и города Минска избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Сове­тов депутатов. 8 членов Совета Республики назначаются Пре­зидентом Республики Беларусь.

Контроль волеизъявления избирателей входе голосования зап­рещается, но это не исключает права избирателя высказаться о том, как он проголосовал.

Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, за­полняется в кабине или комнате для тайного голосования; за­прещается присутствие в ней посторонних лиц.

Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей.

Кандидатов в депутаты Палаты представителей от поли­тических партий выдвигают республиканские органы, имеющие организационные структуры в соответствующем избирательном округе.

Партийных кандидатов в депутаты областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчи­нения) Советов депутатов выдвигают руководящие органы партийных структур (областного, районного, городского уров­ня).

Партийные кандидаты в депутаты городских (городов рай­онного подчинения), поселковых и сельских Советов депута­тов выдвигаются районными, городскими руководящими органами партий, а также на собраниях их организационных структур, находящихся на территории местных Советов де­путатов.

Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному ок­ругу по выборам в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата-партийца.

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях (конферен­циях) избирателей. Коллектив может выдвинуть одного канди­дата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов депутатов (каждого уровня).

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представите­лей путем сбора подписей избирателей осуществляется ини­циативной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Предложенную группой кандидатуру в Палату пред­ставителей по избирательному округу должны под держать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депутатов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирателей производится в установленном законом порядке.

Расходы на подготовку и проведение выборов несет государ­ство, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, граждане в соответствии с законом.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей обе­спечивают избирательные комиссии: центральная, окружные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов мест­ных Советов депутатов организуют: территориальные избира­тельные комиссии (областные, районные, городские, поселко­вые, сельские); окружные комиссии по выборам депутатов об­ластных Советов; участковые комиссии.

Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не ме­нее 20 % граждан, обладающих избирательным правом и про­живающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.

Институтом непосредственной (прямой) демократии в Рес­публике Беларусь являются референдумы.

Референдум — голосование граждан, обладающих избиратель­ным правом, по важнейшим вопросам государственной и общес­твенной жизни.

Условия проведения референдума и его процедура также ре­гулируются законами государства. Могут проводиться общена­циональные и местные референдумы.

В Беларуси проведено четыре республиканских референдума:

► 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;

► 14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Госу­дарственного флага и Государственного герба Республи­ки Беларусь; о досрочном прекращении Президентом по­лномочий Верховного Совета; об экономической инте­грации с Россией;

► 24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депутатов Верховного Совета) альтернативным проектам новой ре­дакции Конституции страны.

► 17 октября 2004 г. по вопросу об изменении ст. 81 Кон­ституции Республики Беларусь.

Итоги референдумов оцениваются общественностью неод­нозначно. По мнению авторов, они способствовали преодоле­нию конституционного кризиса в стране и укреплению прези­дентской власти.

Новой формой непосредственной (прямой) и представи­тельной демократии, как мы уже отмечали, являются Всебелорусские народные собрания (1996,2001,2006 гг.). Собрания леги­тимизировали политический курс государства и оценили итоги его практической реализации, утвердили программы социаль­но-экономического развития на три последних пятилетия, вы­явили приоритеты развития страны и нерешенные проблемы.

«Складывающиеся в стране конкретные формы демократии соответствуют общемировым и общечеловеческим требовани­ям. Они обусловлены историческими, экономическими, гео­политическими и иными особенностями развития нашего го­сударства, в том числе спецификой нынешнего этапа, суть ко­торого в формировании гражданского общества» (Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. — Мн., 2001. — С. 32).

Тема 15

Политическая коммуникация

Сущность, функции и структура политической коммуни­кации. Уровни информационно-коммуникативных отно­шений: межличностный, групповой и массовый.

Технологии агитационно-пропагандистского и марке­тингового типа. Понятие, функции и виды политического маркетинга. Роль рекламы в политическом маркетинге.

Коммуникационная политика государства.

СМИ в системе массовой коммуникации. Их функции и виды. Влияние на политическую жизнь электронной ком­муникации. Рациональные и иррациональные аспекты воздействия СМИ на массовое политическое сознание и поведение.

Глобализация средств массовой информации. Харак­терные черты международной системы производства, распространения и потребления политической инфор­мации.

СМИ Беларуси в политическом процессе.

Мы отмечали, что политический процесс есть взаимодействие субъектов политики. Они общаются между со­бой, обмениваются информацией, мнениями и оценками, вы­ражают свои эмоции, чувства, черпают сведения для полити­ческих решений и поступков.

Взаимодействие (отношения) политических субъектов на ос­нове непрерывного обмена информацией и духовного общения при­нято называть политической коммуникацией. Это социально-ин­формационный базис политики, ее «сосудисто-нервная» систе­ма. В информационном вакууме невозможно реализовать по­литические цели и интересы, приобщать граждан к демократи­ческим ценностям, обеспечить право личности на свободное осмысление общественных проблем.

Основные функции политической коммуникации:

► распространение знаний о ценностях политики и образ­цах политической культуры;

► политическое информирование общества;

► интеграция общества и регулирование политических от­ношений;

► формирование общественного мнения о политических процессах.

Какова структура политической коммуникации (см. рис. 3.8)?

► Коммуникация формирует определенные отношения взаимодействия субъектов политики.

► Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общес­твенное мнение о воздействии и качестве информации.

► Средства коммуникации — это СМИ, технико-информа­ционные системы (центры, банки данных, сети и техноло­гии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

►Типы, методы и формы политической коммуникации — ра­циональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями полити­ческих институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других полити­ческих акций.

► Содержание коммуникации оказывает воздействие на мо­тивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические по­следствия могут быть позитивными и негативными.

Сущность политической коммуникации заключается в целе­направленных контактах между людьми посредством обмена информацией и духовного общения в политическом процессе.

Ключевую роль в политической коммуникации играют СМИ — политический институт, созданный для информирова­ния граждан о процессах в обществе и мире, формирования об­щественного мнения о деятельности власти и выполнения дру­гих функций.

Политическая информация — это совокупность знаний, све­дений о политической жизни общества. Этими сведениями и знаниями обмениваются «коммуникаторы» и «реципиенты». Коммуникаторы накапливают, производят, кодируют, перера­батывают и распространяют информацию. Потребители ис­пользуют ее в политической деятельности. Информация созда­ется и распространяется для того, чтобы сформировать или из­менить у людей мнения, убеждения, ценностные ориентации, мотивы поведения, выгодные коммуникаторам.


Рис. 3.9. Методы политической коммуникации

В политическом процессе используются методы коммуни­кации двух типов (см. рис. 3.9).

Мобилизационные методы включают устную агитацию и про­паганду.

Содержание, формы агитации и пропаганды нацелены пре­имущественно не на убеждение, а на внушение, «навязывание» потребителю информации идей и установок коммуникатора. Неизбежные издержки агитации и пропаганды — манипулиро­вание массовым сознанием и поведением граждан, дезинфор­мация, пристрастное (с партийных, групповых позиций) ком­ментирование событий, игнорирование общественного мне­ния.

Маркетинговые методы направлены на разъяснение и убеж­дение, стимулируют критически-творческое мышление, де­мократическую мотивацию поведения людей.

Политический маркетинг — комплекс мероприятий, формиру­ющих в общественном сознании привлекательный имидж поли­тических институтов, лидеров, идей, программ и концепций.

Маркетинговые способы используются субъектами полити­ки с учетом их спроса и предложения на нужную информацию. Они рассчитаны на убеждение человека, на самостоятельную оценку фактов и явлений, сознательный выбор линии поведе­ния.

Функции политического маркетинга:

► выявление и выдвижение на авансцену политики достой­ных лидеров, способных компетентно выражать, пред­ставлять властным институтам и претворять в жизнь об­щественные интересы;


► выявление, популяризация и содействие внедрению аль­тернативных политических программ, проектов, идей, концепций прогрессивного общественного развития;

► формирование в общественном сознании положительно­го имиджа государственной власти;

► помощь гражданам в свободном и сознательном полити­ческом выборе, а политическим институтам и лидерам — в демократизации общественных отношений.

К маркетинговым способам коммуникации относится поли­тическая реклама. Ее цель — в эмоциональной и лаконичной форме представить гражданам истинный образ политических институтов, политических лидеров, политических идей, про­грамм и концепций, сформировать о них положительное об­щественное мнение. Рекламная продукция, «очищенная» от политической конъюнктуры и субъективизма, содержит важ­ную информацию для свободного и осознанного выбора чело­веком политической позиции. Реклама некомпетентная, лжи­вая, тенденциозная искажает политическую действительность и способна дезориентировать людей.

Основные виды политической рекламы:

► аудиовизуальные;

► печатные;

► компьютерные;

► личные контакты политиков с общественностью.

Коммуникационная политика демократического государства включает:

► разработку и совершенствование правовых норм, регули­рующих политическую коммуникацию, защиту интере­сов личности, общества и государства от распростране­ния антигуманной информации;

► учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной систе­мы, содействие ее кадровому, технологическому и мате­риально-техническому обеспечению);

► демократизацию механизмов государственного влияния на массовую коммуникацию;

► информационно-идеологическое влияние на обществен­ное мнение.

СМИ в системе массовой коммуникации

В наше время средства массовой информации (масс-ме­диа) — органическая часть механизма демократии, незамени­мый источник информации. Это авторитетный политический институт, который формирует сознание людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает общение субъектов политики и цивилизованные взаимосвязи между властными структурами государства и гражданами. Сегодня власть знаний и информации — мощнейший инструмент управления госу­дарством и обществом. Без СМИ современный человек не мо­жет стать активным участником политического процесса, пра­вильно ориентироваться в сложном и противоречивом мире политики.

К СМИ относятся периодические печатные издания (газе­ты, журналы), массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникационные системы.

Социально-политические функции СМИ:

► производство и распространение политической инфор­мации;

► формирование и выражение общественного мнения о де­ятельности политических институтов, реальном состоя­нии и проблемах социально-политического развития;

► отображение и представительство социальных интере­сов;

► политическое образование и воспитание граждан, социа­лизация личности;

► интеграция субъектов политики (на основе плюрализма, организации цивилизованного общения граждан с власт­ными структурами);

► критика правящей элиты, контроль действий государ­ственных органов;

► мобилизация (побуждение) граждан к политическим действиям.

Соперничество за влияние на «четвертую власть», за ис­пользование ее ресурсов всегда находилось в эпицентре взаи­модействия субъектов политики. Особенно острые формы со­перничество приобретает в политических кампаниях, в част­ности, в ходе выборов кандидатов на государственные долж­ности. Политические лидеры, грамотно и активно использую­щие СМИ, получают значительные преимущества перед свои­ми конкурентами, резко повышают свой рейтинг.

В демократических странах доминирует рациональная (убеждающая, разумно обоснованная) модель массовой комму­никации. Ее характерные черты — влияние на сознание и моти­вацию поведения людей посредством убеждения. Содержание и способы «подачи» информации рассчитаны на мыслитель­ную работу индивида, на самостоятельный поиск правильных ответов и аргументов. Убеждения, сформировавшиеся на осно­ве такой информации, наиболее устойчивы и продуктивны. Чем разнообразнее и качественнее убеждающая информация, тем выше внимание и доверие к ней граждан.

В авторитарных и тоталитарных государствах, напротив, до­минирует иррациональная (эмоциональная, ослабляющая раз­ум, политическое мышление человека) модель массовой комму­никации. Ее особенность в том, что политическая информация перенасыщена идеологическими мифами, догмами и стереоти­пами, «официальными» оценками и выводами в ущерб досто­верным фактам, убедительным, правдивым аргументам. Она нередко внушает людям страх, неуверенность в будущем, неп­риязнь к оппонентам власти, разжигает социальную, религиоз­ную и национальную вражду.

СМИ, координируя свою деятельность, могут сформиро­вать атмосферу уважения к правящему режиму и нетерпимости к нему, «подогревать» и предотвращать политические кон­фликты и социальную напряженность. Поэтому органы власти чутко реагируют на общественное мнение, формируемое СМИ, оперативно пропагандируют собственную версию про­исходящих событий.

Широкие возможности СМИ неотделимы от их ответ­ственности перед личностью, обществом и государством. Мы являемся свидетелями дефицита такой ответственности у мно­гих журналистов, редакторов газет и журналов, авторов телеви­зионных программ и радиопередач. В погоне за сенсациями, «жареными фактами» и развлекательными сюжетами они вы­холащивают или извращают сущность политической информа­ции и коммуникации, наносят урон духовности и обществен­ной морали.

Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации мирового информационного пространства. Информационным потоком управляют сегодня многочисленные агентства, которые давно поделили земной шар на эксклюзивные зоны. Однако контролируют большую часть международных новостей, поступающих (транслируе­мых) во все регионы и страны мира, четыре самых мощных агент­ства: Ассошиэйтед Пресс (США), Юнайтед Пресс Интер­нэшнл (США), Франс Пресс (Франция), Рейтер (Великобрита­ния). Юнайтед Пресс Интернэшнл, к примеру, имеет 6400 кли­ентов в 114 странах, его сообщения переводятся на 48 языков (см.: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 509).

Эта «четверка» ежедневно транслирует информацию по компьютерной и спутниковой связи, поставляет девять деся­тых всего объема новостей для газет, радио и телевидения мира. Их точка зрения оказывает определяющее воздействие на об­щественное мнение.

Это свидетельствует о мировом неравенстве в сфере коммуни­кационных технологий. Многие исследователи не без оснований говорят об «империализме» СМИ индустриальных стран, «ин­тервенции» (тотальном распрост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: