Определение видового состава биоты придорожной территории

Эффективность защиты придорожной территории от транспортных загрязнений зависит не только от пространственной конфигурации лесополосы, но и от ее видового состава. Формирование видового состава биоты необходимо проводить по двум основным направлениям:

- создание максимального средозащитного эффекта;

- обеспечение устойчивого выполнения средозащитных функций в агрессивных условиях среды придорожной территории.

Условия среды на придорожной территории можно улучшить путем:

- создания благоприятного водно-воздушного и теплового режимов почвы;

- улучшения питательного режима почвы;

- борьбы с засоренностью почвы.

В случае сильного загрязнения придорожной полосы тяжелыми металлами, осложняющими произрастание на ней требуемых видов растительности, возникает необходимость мелиорации почвы. Способы, направленные на защиту растений, основаны на выщелачивании легкоподвижных элементов и переводе микроэлементов в почве в трудноподвижные формы. Рекультивация загрязненных тяжелыми металлами почв обычно основана на применении извести и фосфатов с добавкой органических веществ. Кроме того, существуют и механические способы мелиорации почв: перемешивание загрязненного верхнего слоя с незагрязненным грунтом, засыпка грунтом поверх загрязненной почвы или снятие ее верхнего загрязненного слоя [ 7 ]. Так, на некоторых участках вблизи третьего транспортного кольца в Москве необходимо проводить очистку почв из-за их сильной загрязненности. Весь загрязненный слой земли (толщиной до 1 м) будет заменен плодородным растительным грунтом из совхозов Московской области.

Создание максимального средозащитного эффекта может быть достигнуто при наличии высокого уровня биоразнообразия придорожной экосистемы. Помимо различных видов деревьев в лесопосадках должны быть кустарники, чтобы заполнить пространство между кронами деревьев и почвой. Для удержания осевшей пыли почва должна быть покрыта дерном или подстриженным газоном. Наблюдения над различными участками почв и подсчеты частиц пыли показали, что их число в воздухе над открытыми лужайками снижается более, чем на 50% [ 26 ];. Осаждение придорожной пыли необходимо потому, что вместе с ней в воздух попадает основная масса микроорганизмов. В крупных населенных пунктах бактериальное загрязнение воздуха выше, чем в пригородах, (табл. 20). Причем концентрация бактерий в примагистральном воздухе наибольшая. Существенное значение в этом вопросе имеет видовой состав. Следует учитывать, что хвойные породы вследствие увеличенной поверхности контакта (адсорбции) осаждают пыли в 1,5 раза больше на единицу массы листа по сравнению с лиственными.

Таблица 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: