Это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения). Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.
VI. Толкование Конституции.
Причины необходимости толкования:
Сложность юридического языка
Наличие специальных терминов
Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность.
Наличие специальной юридической техники.
Толкование Конституции РФ – это официальное разъяснение КС РФ смысла и содержания норм Основного закона.
Толкованием К РФ преодолевается неопределенность в понимании ее положений.
Алгоритм анализа решений КС РФ: повод, основание, предмет, аргументы, вывод
Повод обращения в КС РФ в форме: запроса, ходатайства, жалобы.
Основание: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о: конституционности акта; разграничении компетентности между ОГВ; понимании положений К.
Предмет: акт (при проверке его конституционности); отношения (при разрешении спора о компетенции); положения К (при ее толковании).
Аргументы: совокупность доказательств, т.е. сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, получаемых посредством определенной процедуры и средствами доказывания
Вывод: логический итог (результат) процесса доказывания: признание проверяемого акта конституционным (неконституционным) полностью либо частично; выявление смысла положений К РФ; констатация определенных обстоятельствах.
Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995)
Повод: запрос ГД ФС РФ
Основание: обнаружившаяся неопределенность в понимании ст. 136 К РФ
Предмет: поправки к главам 3-8 К РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Аргументы: конституция: ФКЗ, ФЗ. ФКЗ не может служить формой принятия конституционной поправки.
1) ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным К РФ. Использование формы ФКЗ сделало бы невозможным внесения в главы 3-8 К РФ поправок, не относящихся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы.
2)ФКЗ не может быть формой принятия конституционной поправки. ФКЗ по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять её положений, а также не может стать ее составной частью.
3)ФЗ не может быть формой принятия конституционной поправки. Для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия ФЗ.
4)ФЗ не может быть формой принятия конституционной поправки. В отношении ФЗ Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия ФКЗ, распространенный статьей 136 К РФ на процедуру принятия поправок.
Вывод: Нужен новый вид акта! Закон РФ о поправке к Конституции РФ.
Анализ решения КС по делу о толковании ст.137 КРФ.
Повод: запрос ГД ФС РФ
Основание: обнаружившаяся неопределенность в понимании ст. 137 К РФ
Предмет: ст. 137 ч 2 в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа, новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 К РФ.