Налоговая система Казахстана еще молода и находится в стадии доработки и совершенствования. Отсутствие в нашей стране налоговых отношений как таковых, стало причиной того, что новая налоговая система разрабатывалась «с нуля».
В мировой практике налогообложения применяются определенные, исторически сложившиеся принципы построения налоговой системы, опираясь на которые можно не только выбрать верное направление в становлении налоговой системы, но и оценить действующую в республике систему налогов и механизмов налогообложения.
В 1991 году правовой основой налоговой системы Республики Казахстан являлся Закон «О налоговой системе в республике Казахстан» от 25 декабря 1991 года, который определял порядок взимания налогов, сборов и пошлин, зачисления их в бюджеты различного уровня, а также права и обязанности плательщиков. В последующие годы были приняты и другие законы, регулирующие взаимоотношения между государством и хозяйствующими субъектами.
Оценку системы налогов можно вести в четырех основных аспектах: финансовом, экономическом, социальном и организационном.
|
|
Финансовый или фискальный аспект характеризует систему с точки зрения удовлетворения потребностей бюджета в денежных средствах.
Экономический аспект отвечает на вопрос о мере влияния налогов на развитие производства, стимулирование предпринимательской деятельности.
Социальный аспект определяет степени справедливости обложения различных слоев населения и его социальных групп.
Организационный аспект связан с механизмом налогообложения, его внешними организационно-техническими формами, управляемостью системы.
Кроме вышеуказанных аспектов для оценки качества налоговой системы Казахстана могут использоваться и требования, применяемые в мировой практике для построения оптимальной налоговой системы.
Основными их них являются:
1. Простота и понятность налоговой системы
2. Распределение налогового бремени
3. Соблюдение принципа нейтральности
4. Соблюдение принципа равенства и справедливости налогообложения
5. Использование налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста
6. Минимизация издержек, связанных с управлением системой и соблюдением налогового законодательства.
Основоположником теории налогообложения А. Смитом были определены 4 принципа налогообложения:
1. Справедливость – всеобщность обложения и равное изъятие налогов с граждан
2. Определенность – сумма, время уплаты налогов должны быть изложены
3. Удобность - налог должен взиматься в удобное время для налогоплательщика
4. Экономия – рационализация системы налогообложения.
|
|
Контрольные вопросы
1. Что понимается под налогами
2. Экономическая сущность налогов
3. Суть реальных налогов
4. В чем состоят организационные признаки налогов
5. Каковы элементы налогов
6. Что понимается под налоговой ставкой
7. Виды налоговых ставок
8. Как классифицируются налоги по платежеспособности
9. Как делятся налоги в зависимости от использования
10. Что понимается под налоговым механизмом
11. Перечислите элементы налогового механизма
12. Перечислите общегосударственные налоги
13. Какие налоги относятся к местным налогам
14. Какие функции выполняют налоги
15. Что понимается под налоговой системой
16. Какие существуют оценки системы налогов
17. Каковы требования построения оптимальной налоговой системы