Налоговая система Республики Казахстан

Налоговая система Казахстана еще молода и находится в стадии доработки и совершенствования. Отсутствие в нашей стране налоговых отношений как таковых, стало причиной того, что новая налоговая система разрабатывалась «с нуля».

В мировой практике налогообложения применяются определенные, исторически сложившиеся принципы построения налоговой системы, опираясь на которые можно не только выбрать верное направление в становлении налоговой системы, но и оценить действующую в республике систему налогов и механизмов налогообложения.

В 1991 году правовой основой налоговой системы Республики Казахстан являлся Закон «О налоговой системе в республике Казахстан» от 25 декабря 1991 года, который определял порядок взимания налогов, сборов и пошлин, зачисления их в бюджеты различного уровня, а также права и обязанности плательщиков. В последующие годы были приняты и другие законы, регулирующие взаимоотношения между государством и хозяйствующими субъектами.

Оценку системы налогов можно вести в четырех основных аспектах: финансовом, экономическом, социальном и организационном.

Финансовый или фискальный аспект характеризует систему с точки зрения удовлетворения потребностей бюджета в денежных средствах.

Экономический аспект отвечает на вопрос о мере влияния налогов на развитие производства, стимулирование предпринимательской деятельности.

Социальный аспект определяет степени справедливости обложения различных слоев населения и его социальных групп.

Организационный аспект связан с механизмом налогообложения, его внешними организационно-техническими формами, управляемостью системы.

Кроме вышеуказанных аспектов для оценки качества налоговой системы Казахстана могут использоваться и требования, применяемые в мировой практике для построения оптимальной налоговой системы.

Основными их них являются:

1. Простота и понятность налоговой системы

2. Распределение налогового бремени

3. Соблюдение принципа нейтральности

4. Соблюдение принципа равенства и справедливости налогообложения

5. Использование налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста

6. Минимизация издержек, связанных с управлением системой и соблюдением налогового законодательства.

Основоположником теории налогообложения А. Смитом были определены 4 принципа налогообложения:

1. Справедливость – всеобщность обложения и равное изъятие налогов с граждан

2. Определенность – сумма, время уплаты налогов должны быть изложены

3. Удобность - налог должен взиматься в удобное время для налогоплательщика

4. Экономия – рационализация системы налогообложения.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под налогами

2. Экономическая сущность налогов

3. Суть реальных налогов

4. В чем состоят организационные признаки налогов

5. Каковы элементы налогов

6. Что понимается под налоговой ставкой

7. Виды налоговых ставок

8. Как классифицируются налоги по платежеспособности

9. Как делятся налоги в зависимости от использования

10. Что понимается под налоговым механизмом

11. Перечислите элементы налогового механизма

12. Перечислите общегосударственные налоги

13. Какие налоги относятся к местным налогам

14. Какие функции выполняют налоги

15. Что понимается под налоговой системой

16. Какие существуют оценки системы налогов

17. Каковы требования построения оптимальной налоговой системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: