Лекция 11. Внебюджетные фонды

1. Сущность внебюджетных фондов

2. Особенности применения внебюджетных фондов в РК

3. Национальный фонд Республики Казахстан

Цель лекции: изучение сути внебюджетных фондов, особенностей их применения в республике

1. Реформирование системы финансов республики, начатое в начале 90-х годов, привело к появлению внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.

Источники формирования внебюджетных фондов:

Специальные налоги и сборы

Ассигнования из региональных и местных бюджетов

Специальные займы

Добровольные поступления

Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

По срокам действия специальные фонды позраделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения поставленных задач.

По принадлежности внебюджетные фонды делятся на государственные, межгосударственные и местные фонды. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

По целям различают следующие внебюджетные фонды:

v Социальные фонды

v Фонды личного и имущественного страхования

v Экономическое фонды

v Кредитные фонды

v Научно-исследовательские фонды

v Инвестиционные фонды

v экологические фонды

В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996 г. было признано нецелесообразным в связи с изменением финансовой политики в сторону централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля со стороны общества за расходованием средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: