1. | Толкование значения слова | Учащийся в той или иной форме в любой из частей работы дал определение и прокомментировал его | |
2. | Наличие примеров-аргументов | Учащийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного, а второй – из жизненного опыта. | |
3. | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | Работа учащегося характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | |
4. | Композиционная стройность | Работа характеризуется смысловой цельностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | |
Общее количество |
Что требуется от ученика
• истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
• найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
• аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
• логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Алгоритм работы с текстом
• внимательно читаем высказывание
• выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой
• определяем, какие языковые средства следует искать в тексте
• находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль
Композиция сочинения
• Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
• Первый пример и его роль в тексте
• Второй пример и его роль в тексте
• Вывод
Речевые клише
• Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.
• Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
• Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
• Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Речевые клише. Вступление
• Автор пишет о..
• В высказывании... говорится о.. Действительно...
• Как отмечает...
• Бесспорно, мнение автора о том, что...
• Я полностью согласен с...
• Не могу не согласиться с...
• Я поддерживаю мнение...
• Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
• Попробую доказать эту мысль примерами из текста.