Педагогический эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, тщательной разработки его программ и надежного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.
Метод педагогического эксперимента служит для решения следующих задач исследования:
1. Установление зависимости между определённым педагогическим воздействием и получаемыми при этом результатами обучения, развития и воспитания детей;
2. Выявление зависимости между определёнными условиями (или системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;
3. Определение зависимости между системой педагогических воздействий или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся на достижение необходимых, ожидаемых результатов;
4. Сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий, условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо предельному критерию (результативности, затраченному времени);
|
|
5. Доказательство рациональности и эффективности определённой системы мер по определённым нескольким критериям одновременно;
6. Обнаружение причинных связей.
Таким образом, педагогический эксперимент позволяет установить характер связей между компонентами педагогического процесса, условиями и результатами различных воздействий; даёт возможность сравнить эффективность различных факторов и выбрать наиболее оптимальные из них.
Педагогический эксперимент целесообразно представить в 3 этапах: констатирующий, обучающий (формирующий), контрольный.
Констатирующий эксперимент проводится на начальном этапе исследования. Цель его – выявление первоначального состояния изучаемой проблемы. На данном этапе проводится целенаправленный сбор, анализ и обработка материала.
Обучающий или формирующий эксперимент – это проверка эффективности исследуемого фактора или концепции в целом со строгим учётом результатов эксперимента, их анализом. Данный вид педагогического эксперимента играет основную роль в педагогическом исследовании.
Контрольный эксперимент преследует цель перепроверки результатов обучающего эксперимента, если в этом есть необходимость.
Любой проводимый эксперимент требует того, чтобы были созданы условия экспериментальной работы; разработаны пути и приёмы фиксирования хода и результатов эксперимента; подготовлены все участвующие в экспериментальной работе; установлены правильные взаимоотношения между исследователями и испытуемыми.
До проведения педагогического эксперимента необходимо продумать критерии оценки его эффективности, методы и формы контроля над ходом эксперимента (контрольные срезы знаний, характер и содержание заданий).
|
|
Полученные при исследовании количественные данные представляются тремя способами:
1. Перечисляются и описываются в тексте работы.
2. Представляются в виде таблицы.
3. Представляются в виде графических изображений.
Графическое изображение полученных данных можно представить в виде гистограмм, линейного графика, столбиковых диаграмм, линейных диаграмм, секторных диаграмм и т.д.
При описании экспериментальной работы целесообразно обратить внимание на нюансы живого педагогического процесса, убедительные примеры и качественные оценки, а не только на количественные стороны эксперимента.