Приблизительно 1-2% населения явл.последователями Джайнизма.
Джайнизм возникает в 6 веке до н.э. Основателем веры считается Махавира Вардхамана, которого в последствии прозвали Джина – победитель страстей. Он происходил из сословия Воинов Кшатриев.
Когда ему исполнилось 42 года, после аскетизма, он проповедовал еще около 30 лет.
В соответствии с учением Джайнизма, в основе существования мира лежит два начала:
1) Аджива - это неживое. Представляется в виде материи, которое присуще пространство, время, атомистическое строение,
Дхарма – это среда благоприятствующая началу движения
Адхарма – это среда, препятствующая движению.
2) Джива – живое, душа. Может пребывать в двух состояниях – совершенном и несовершенном.
- В совершенном состоянии Джива свободна от Адживы, приходит в состоянии блаженства и достигает Мокши или Нирваны.
- В несовершенном состоянии Джива связана с Адживой, в результате чего ограничена в возможностях и теряет свой потенциал. Для того, чтобы освободиться от Адживы, Джива должна избавиться от так называемого кармического вещества, то есть Карма (тонкое вещество, которое входит в тело Дживы и связывает ее с Адживой) поэтому Джива должна освободиться от Кармы.
Следуя этой традиции, это учение следует учению о переселении душ в тела. Всё в мире обладает душой, которая странствует по мирам. Поэтому душа должна освободиться от тела, но душа привязывается к телу страстями, переживаниями и эмоциями.
Отсюда вывод: для того, чтобы достичь совершенства, необходимо следовать аскетизму – ограничивать желания.
Причем Джайнизм различает внешнюю и внутреннюю Аскезу:
1) Внутренняя Аскеза – это контроль за своим поведением, уважение к другим
2) Внешняя Аскеза – это ограничение в пище. Постепенно отказывается от еды человек.
Аскетизм имеет свою собственную литературу: Сиддхантха и наиболее популярная Йогошастра.
Пять основных заповедей, лежащих в основе Джайнизма:
1) Не убей
2) Не говори неправды
3) Не воруй
4) Не привязывайся к земным вещам, помни, что все быстротечно
5) Будь непорочным.
В основе нравственного учения Джайнизма лежит принцип Ахинсы – то есть не причинения малейшего вреда всему живому. Очень строгое требование, абсолютизм.
Два основных направления Джайнизма – это
1) Дигамбары (ортодоксальное направление) – это означает одетое в воздух, нагое.
2) Шведамбары - это означат одетое в белое 4 век до н.э. Менее жесткие требования.
1.11.2011