Тема 9. Направленность личности

1. Найдите в психологическом словаре и запишите определение следующих понятий:

Альтруизм - система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки — это интересы другого человека или социальной общности.

Аффилиация - стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.

Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.

Гипнотическое внушение -

Желание - это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.

Интерес - это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.

Направленность - это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

С клонность - это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Стремление - это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности.

Убеждение - это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Установка - это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Фрустрационные состояния - эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Эгоизм - ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Заполните предложенную ниже таблицу

Основные формы направленности личности

(по К. К. Платонову)

Формы направленности личности


Склонности
это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности
Убеждение
это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.
Влечения
первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
Мировоззрение
система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности
Идеал
Интересы
это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
Желания
это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.


3. Ответьте на вопросы:

3.1.Что включает в себя внутренняя структура мотива?

Компоненты, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому. В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования; в блок «внутреннего фильтра» – нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения и т.п.; в целевой блок – образ предмета, который может удовлетворить потребность, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности

3.2.На какие две группы делятся мотивы?

Внешняя мотивация - (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняямотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

3.3.Какие зарубежные теории мотивации ХХ века вам известны?

Теория потребностей Абрахама Маслоу. Теория мотивационных потребностей Дэвида Мак-Клелланда. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

4. В одном из исследований испытуемым (студентам) предъявляли фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они полу­чали при восприятии только внешности данных людей. При втором предъявлении им говорили, что это—«ста­росты курса», при третьем—что это «отличники» и при четвертом—что это «хвостисты». Оказалось, что во всех случаях, испытуемые об одном и том же человеке-объекте давали разные характеристи­ки, приписывали ему различные потребности и способно­сти, неодинаковое отношение к учению, к жизни.

Какая особенность личности испытуемых оказала ре­шающее влияние на характеристику людей-объектов? Какую положительную роль выполняет эта особенность в жизни человека?

Эффект ложной установки, т.к. ребят сразу поставили перед фактом, давая ложную установку. И так же может быть прослеживает комформизм при общей оценки какой либо черты, когда все примут одну точку зрения(нос убийцы - скажет один, и все согласятся, даже если предлагали другие варианты). Хороший элемент в том, что люди формируют своё мнение относительно того, как выглядит человек, и пытаются строить свои ко муникации на основе этого, т.е. "друзья" одного человека часто чем то между собой бывают похожи. Ну а так же человек старается избегать людей определенной внешности. Если брать во внимание установку, то от неё польза в виде запретов, например, "нельзя гулять по льду, нельзя переходить дорогу на красный", когда дают однобокую установку, своеобразный феномен ложного выбора, в результате которого человек мыслит только в одном направлении

2. (*) Проведите самодиагностику направленности своей личности, используя методику «Определение направленности личности» (см.: Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - с.246).

Вопросы для самоконтроля

    1. Как связаны между собой понятия направленность, влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения?
    2. Что входит в понятие «направленность личности»?
    3. Перечислите общие качества направленности личности.
    4. Перечислите формы направленности в их иерархии.
    5. Что называется мировоззрением и миросозерцанием?
    6. Что такое мораль?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: