Добровольное согласие на участие в реабилитационных мероприятиях

Прекращение приема ПАВ.

Усиление личностной установки или формирование мотивации пациента на полное прекращение употребления ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Конфиденциальность.

Системность реабилитационных мероприятий.

Этапность реабилитационных мероприятий.

Позитивная направленность реабилитационных мероприятий.

Ответственность.

Включение в реабилитацию значимых других лиц.

Формирование реабилитационной среды и реорганизация микросоциальной (жизненной) среды.

Дифференцированный подход к реабилитации различных групп несовершеннолетних.

Социальная и личностная поддержка несовершеннолетних.

На выходе из процесса реабилитации у несовершеннолетних предполагается восстановление и возможное укрепление физического здоровья. Реабилитация должна завершаться овладением основными жизненными навыками, бытовыми умениями, способностью к регулярной учебе и труду.

Вопрос 39. Психодиагностика в психосоциальной работе.

Психосоциальный подход в практике социальной работы получил научное обоснование в трудах М.Ричмонд и Ф.Холлинз, большое влияние на него оказали психоаналитические идеи 3. Фрейда, а затем и Дж. Боулби.

В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В узком смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.

Измерительный инструмент всех психодиагностич методов – измерительная шкала. Это форма фиксации совокупных признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.

Существует 4 вида шкал, 3 из них используется в психодиагностике.

· Шкала наименования. Задача: установить наличие/отсутствие конкретного признака у конкретного человека. С помощью этой шкалы происходит классификация человека на 2 группы: на А и НЕ А. Обычно эта шкала используется при первичных исследованиях.

· Шкала порядка. Задача: расчленение совокупности признаков на элементы, связанные с отношением «больше-меньше». Сущ-ет для выполнения задачи ранжирования по какому-либо признаку.

+ Процентельная шкала. Процентель – статистичекий показатель, который показывает, какой % людей человек обгоняет по какому признаку.

· Шкала интервалов. Метрическая шкала, элементы упорядочены не только по принципу выраженности признака, но и по размеру.

·Шкала отношений. Эта шкала отличается от шкалы интервалов только тем, что в ней строго определено положение нулевой точки(абсолютный ноль).

Методики делятся на две большие группы по степени регламентации: формализованные и малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

К малоформализованным диагностическим методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

По характеру стимульного материала и в соответствии с ним основной активности испытуемого методики делятся на вербальные и невербальные.

Психодиагностические методы.

·Стандартизированные тесты:

·Объективные тесты

·тесты интеллекта или способностей

·тесты достижения

·личностные тесты

·Субъективные тесты

·прямая самооценка

·косвенная самооценка

·Экспертная оценка:

·диалоговые методы

·проективные методики

·игровые методы

Требования к построению и проверке методик: надежность, валидность, репрезентативность, стандартизация

Одно из таких требований – валидность.

Критерий валидности – это независимый от теста, внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве.

Особой разновидностью валидности является достоверность. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый. Способность теста защищать информацию от этих мотивационных искажений и есть достоверность теста.

Еще требование к методикам, это надежность – она характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми - параллельное тестирование;

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях - повторное тестирование.

Концепция Ананьева. В основе понятие индивидуальности личности.

Индивидуальность – 1) индивидуальные особенности человека, которые отличают его от других

2)Индивид – единое и нераздельное. Следовательно, индивидуальность – это целостное психологическое образование, саморазвивающееся и психодинамическое (оптимальность, результативность)

3) Индивидуальность имеет уникальную структуру. Индивидуальность – структура личности. Индивидуальность – уникальный набор качеств, выстроенных в иерархическую структуру.

4) Индивидуальность отражает процесс становления независимости личности.

Подсистемы:

А) Личность (отвечает за социализацию)

Б) Субъект деятельности (деятель, отвечает за взаимодействие с окружающей средой)

В) Индивид (набор природных качеств. Это основа, которая определяет характер человека)

Индивид состоит из набора биологических качеств, характеризует способность человека эффективно действовать.

Области применения психодиагностики: психология, соц. работа, медицина, педагогика, психотерапия. Классификация методов психодиагностики: гигиена и развитие личности, система профилактики, терапия, система реабилитации.Класс-ия – психод.методы: тесты и эксп.оценки. Тесты включают объект.(спос-тей,IQ, достижений,личн.тесты) субъект. (прямая и косв.самооценка). Эксп.оценки = ГОЛ (групповая оценка личности), 1го эксперта(проективные методы, диалоговые методы).

Психодиагностика человека как субъекта деятельности.

Субъективные тесты – информацию даёт тестируемый. Они относятся к стандартизированным => дают надежные результаты.

Экспертная оценка отличается от стандартизир тестов тем, что не проходит процедуру стандартизации. Существует субъект шкала, кот формируется у человека, имеющ опыт в оценивании таких явлений. Опирается на внутренную субъективную шкалу.

· Диалоговые методики (например, классический экзамен) внутри лежит внутренняя субъективная шкала преподавателя => комиссия = 3 эксперта.

Экспертная оценка тоже имеет свои преимущества. Поэтому используется в психодиагностике.

Групповая оценка личности. 9 экспертов, 3 уровня соц иерархии. Экспертам дается список качеств личности, где указано, как сильно все эти качества представлены. Они дают свои оценки.

· Игровые методики – используются в психотерапии, в работе с детьми. В ходе игры специалист определяет качества ребенка, наблюдает за ним.

· Проективные методики – проективные тесты тоже не стандитизированные. Проективный метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрамма, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.

·Психодиагностика личностных особенностей.

Диагноз – конечный результат, направленный на описание и выяснение психолог особенностей конкретного индивида.

4 уровня диагноза по Выгодскому.

·Симптоматический – констатация определенных особенностей личности.

·Этнологический – к описанию особенностей прикладывается информация, почему именно так.

·Типологический – опред место и значение полученных данных в целостном описании структуры индивидуальности чел-ка. Ставит психолог.

·Прогностический – оценка развития личности в ближ время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: