Билет № 17 Абстракционизм в скульптуре (К. Бранкузл, Г. Арп, Н. Габо, А. Певзнер)

Двадцатый век отмечен в истории французской скульптуры появлением трех выдающихся мастеров —Майоля, Бурделя и Деспио. Три имени — три яркие и самобытные творческие индивидуальности. Однако при всем различии этих художников объединяет нечто общее, проистекающее уже не столько из характера личной одаренности, темперамента, сколько из общих предпосылок и тенденций эпохи. Связанное во многом с Роденом, творчество этих мастеров свидетельствовало об определенной реакции на роденовское понимание формы, на его представление о границах и возможностях ваяния как особого вида изобразительного искусства. Стремясь к передаче динамики жизни, пытаясь выразить в скульптуре сложение характера, развитие образа во времени, Роден подчас, преимущественно в поздний период, переступал границы возможностей пластики. В поздних работах Родена мы замечаем порой нарушение структурных особенностей формы, отсутствие точной грани, отделяющей пластический объем от окружающей среды, пренебрежение требованиями архитектоники, обращение к средствам художественной выразительности, свойственным другим видам искусства. Это нарушение «границ дозволенного» явилось вообще характерной болезнью европейского искусства на рубеже 19—20 вв. Реакция была в данном случае закономерной, это нашло отражение в живописи, литературе, музыке и т. п. Не случайно на смену импрессионистам приходит Сезанн; Дебюсси, стремящегося к неограниченной свободе выражения, сменяет Равель с его конструктивной ясностью и внутренней дисциплиной. Эти тенденции находят отражение и в области скульптуры—в творчестве трех крупнейших мастеров 20 в.— Майоля, Бурделя и Деспио, которых при всем их индивидуальном различии объединяет стремление вернуть скульптуру в русло строгих законов пластики.

Стремление к обобщению доведено в работах Константина Бранкузи ( 1876— 1957) почти до полной абстракции. Уже в «Спящей музе» (1909; Париж, Музей современного искусства) скульптор, стремясь убрать все «лишнее», превратил человеческую голову в отполированный предмет яйцевидной формы — человеческий образ подменяется геометрической фигурой. Тот же принцип положен в основу большинства работ Бранкузи («Мадемуазель Погани», 1919, Филадельфия, собрание Аренсберг; «Птица», 1940, Венеция, собрание П. Гуггенхейм; «Петух», 1941, Париж, Музей современного искусства). Бранкузи хорошо владеет материалом, он виртуозно полирует камень, бронзу, добиваясь абсолютной отточенности задуманных форм. Это придает его работам определенное изящество, но не спасает их от холодной отвлеченности и образной бессодержательности, присущей абстрактному искусству.

Интерес к отвлеченному пластическому объему характерен и для творчества Ганса Арпа (р. 1887). Однако, в отличие от Бранкузи, исходящего из реальной формы и доводящего ее почти до абстракции, Арп претендует на создание «новой пластической реальности». Формы причудливо изгибаются в пространстве, перетекая друг в друга, то набухая, то сужаясь. Это придает им сходство с формами органического мира: кажется, будто перед нами извиваются увеличенные до гигантских размеров амебы. Его работы позднего периода ближе к абстрактному сюрреализму («Лунный призрак человека», 1950; «Возникновение формы», 1953; обе — Рио-де-Жанейро, Музей современного искусства), связанному с наиболее реакционными течениями в современной буржуазной философии. Искусство, по Арпу, есть, средство раскрытия «духовной сущности мистической реальности».

Нау́м Габо́ (1890- 1977) — российский и американский художник, скульптор и архитектор, теоретик искусства, один из лидеров мирового художественного авангарда. Принадлежал к конструктивизму, стал одним из пионеров кинетического искусства. Брат Антуана Певзнера. Наум Габо - один из самых значительных первопроходцев в искусстве 20 столетия. Своими идеями о современной скульптуре он, как едва ли кто иной революционизировал наши представления о скульптуре и ее восприятии. Долгое время казалось совершенно непонятным, почему его искусство, несомненно оказавшее существенное влияние на историю художественного развития и до сего дня во многом определяющее скульптурную мысль, лишь несколько лет назад- с большей ретроспективой 1985\86гг.-снова вернулось к широкому общественному сознанию в Европе и Америке. Немалую роль в этом сыграла Берлинская галерея, постоянно экспонирующая с 1988\89 гг. свое представительное собрание работ Габо, относящихся главным образом к его берлинскому периоду с 1922 по 1932г. То, что мы в международной скульптуре понимаем под конструктивизмом, уходит корнями в почти произвольный набросок Конструкции в пространстве. В 1920 году в Москве он тезисно сформулировал свои идеи в смелой провидческой концепции - Реалистическом манифесте. Судя из сегодняшней исторической перспективы, он бесспорно находился тогда на высоте художественного проекта будущего своего времени. Наум Габо своим Реалистическим манифестом вошел в историю искусств, так как смелые требования, предъявленные им в 1920 году искусству того времени, пятью годами раньше он воплотил своими скульптурами в радикально превращенную форму. Таким образом, его теория основывалась на практике его собственных художественных открытий. Удивительным остается тот факт, что на протяжении 60-ти лет в самых различных вариациях своего искусства Габо никогда не изменил своей теории и не должен был отказаться от нее. Как будто он собрал все свои научные и философские познания и соединил их в одном единственном труде, своими скульптурами он создал основу, имевшую центральное значение в труде его жизни: взаимозаменяемость массы, пространства и времени.В следующие годы Наум Габо воплотил эту скульптурную формулировку, порывавшую со всеми традициями, совершенно в классических темах: Голове и Меченом Торсе. Объемы не моделируются больше из массы, а соединяются вложенными один в другой из единственной поверхности, так что пространственное наполнение ограничивается сетью линий. Собственно телесность возникает при помощи составленных косо по отношению друг к другу поверхностей, образующих сотообразные пустоты. Пластическим средством служит не масса объема, а ее противоположность - пустота. Ясная форма, современные материалы, регулярность строгой геометричности и точные расчеты вдохновленной природой инженерной фантазии служили художественными средствами для выражения совершенно новой эстетики. В этих работах часто имевших соотнесенные с архитектурой названия - Башня, Монумент или Колодец, наглядно выражено концептуальное видение Габо; подобные пространственные конструкции однажды, если бы техника сделала возможным построить их в монументальную величину, стали бы соборами 20-го столетия.

Антуа́н Певзне́р (1884- 1962) — русский и французский художник и скульптор, старший брат Наума Габо. Развивая идеи конструктивизма, пришел к кинетическому искусству (Динамическая проекция под углом в 30 градусов, Каракас, 1950—1951; памятник Неизвестному политическому заключенному, 1955, ныне — в галерее Тейт, Лондон; Взлетающая птица, Детройт, 1955).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: