Раймонд Луллий

Конец XIII, на исходе эпохи крестовых походов. Причина упадка крестоносцев: они не стремились проповедовать, не обращали внимания на людей - только на территории. В итоге к XIII веку стало ясно, что самой идеей нанесён колоссальный ущерб: среди мусульман появилось неприятие к христианам. Луллий первым попытался организовать "нормальную" миссию в ареале мусульман Родился около 1235, умер около 1315. С о-ва Майорка. Остров испанский, был захвачен маврами, потом их изгнали. Молодой дворянин, способный, талантливый, етс. Отправился в Испанию, в Арамонское(?) княжество. Там король принял его на службу стольником. Рано женился, были дети. Однако впал в многочисленные прелюбодеяния. Находил время и на образование. Около 30 лет, в 1260-е, вернулся на Майорку. Там с ним случилось духовное перерождение. Одна из версий: начал преследовать одну замужнюю даму, она однажды открыла ему, что она тяжко больна, и показала опухоль, вскоре умерла. Продолжал жить распущенной жизнью; однажды, сочиняя серенаду, вдруг увидел образ распятого Христа. Бросил серенаду, потом вернулся к ней, и видениеповторилось. После 4 видений начал отшельническую жизнь на горе Мироман(?). Семье оставил необходимое содержание, что мог - раздал бедным. Монахом стать не мог при живой жене. Новый орден: терциариев (для благочестивых мирян).

Когда молился на горе Миромар, ему продолжались видения (адекватные), "три мысли":

1. Всё в мире можно научно/рационально истолковать;

2. Нужно основать миссионерские учебные заведения;

3. Все монашеско-рыцарские военные ордена стали бесполезными, их надо преобразовать в единый великий миссионерский орден Церкви.

Откровение: в лесу встретил загадочного странника; общаясь с ним, рассказал, что избрал пустыннический образ жизни; странник его побранил и сказал нести людям мысль о Христе. Главное миссионерское поле - мусульмане и арабы. Всю жизнь пытался это осуществить. Изобретал логические способы познания мира, называл эту деятельность "поиск универсального искусства". Из-за этого его постоянно подозревали в том, что он алхимик. Миссионерская его деятельность очень систематична: - философская апологетика - миссионерское образование - проповедь. Около 60 трактатов побогословским вопросам. Некоторые сразу на арабском языке. В основном рассматривал личность Бога-Отца. Цель - созвать совместную конференцию с мусульманскими мудрецами. Создаёт систему миссионерского образования, открывая монастыри. Король Иаков II поддержал его. 1276 на Майорке открылся францисканский монастырь, при нем школа, где изучали арабский язык (сам стал первым студентом) и географию. Ранее 9 лет изучал арабский язык. Для занятий купил раба-мусульманина, который после нескольких лет взбунтовался и стал хулить Христа. Луллий не выдержал, ударил его; раб напал на Луллия с ножом, его заперли в тюрьму. Центры обучения смог создать только в Испании. В других местах иерархия к нему относилась негативно, несерьёзно. Написал "Книгу о рыцарском ордене", но этого тоже никто не понял. В 1311 старцем присутствовал на соборе во Вьене (Франция). Выступил, предложил ввести в университетах кафедры изучения арабского языка - приняли. В 1275 решил отправиться в Тунис на корабле из Генуи. Вдруг впал в нервное расстройство, представив, что его там ждён, но не поехал. Помолясь, устыдился и на следующем корабле отправился. //Чувствовал укор совести, что сам не проповедует. Приехал, а там не так всё страшно. Пожив, объявил мусульманским учёным и проповедникам предложил созвать конференцию. Они согласились. Впервые демонстрирует свои методы, достаточно вдумчивые. Апелляция к личности, любви - аргумент сильный. БОльшая часть аудитории возмутилась, его бросили в тюрьму. Остальные общались с ним тайком. Потом его помиловали и выслали из страны. Добрался до порта Галетто, проповедовал там тайком, некоторых крестил. Вернулся в Европу. Жил в Неаполе, переехал во Францию. 10 томов собраний сочинений, читал лекции. В конце XIII по всей Европе были гонения на евреев, он пытался им проповедовать. В 1307 снова собирается к арабам, в Алжир (город Бугея). Всё повторилось, но проповедовал очень задиристо. Обличал по 10 заповедям и т. п. Это вызвало раздражение. Дебаты. Тюрьма (второй раз), пытались его обратить в ислам чувственным образом. Его побили и выгнали (ему было 75 лет). История на Венском соборе, собранном для роспуска тамплиеров. 1лет) "легально" обратил несколько человек из ислама в христианство. Ислам подкупает простотой, гарантией спасения при выполнении определённых условий и потаканием чувственным страстям. Вернулся в город, куда ему был запрещён въезд, жил там до 1315. Потом однажды вышел на рыночную площадь и сообщил, что он - тот самый христианский проповедник, которого однажды выдворили. Полиция ничего не предприняла; толпа его схватила, вытащили за город и побили камнями. Ещё некоторое время был жив, предок Колумба его вывез. Привезли на Майорку, похоронили. Долго считался местным святым. Хотели канонизировать, но этой канонизации стал мешать доминиканский орден. Ревностно придерживался догмата о непорочном зачатии, ещё не принятого. Николай Эммирих, инквизитор, посмертно возбудил против Луллия процесс, но народ был против. Оккультная версия жизни Луллия: всю жизнь искал эликсир бессмертия, чтобы воскресить женщину умершую от рака. На самом деле он эту версию осуждал. В итоге канонизирован. Память его празднуется два раза в году. В 14-15 вв. долго держалась его научная школа. Николай Кузанский. Написал много интересных книг, в т. ч. поэму "Книга о любящем и возлюбленном".

Рим знает, что где-то далеко в тылу у арабов есть христианские государства, которых надо бы поддержать, чтобы вместе ударить по исламу. В этой роли оказались несторианские вожди у монголов.

*Легенда о царствии пресвитера Иоанна*. Начала хождение сначала в монастырях, но в 1145 еп. Отто Фрезенгеймский(?) её записал. Гласит что где-то далеко на Востоке есть могущественное и сильное христианское государство, управляемое царём и священником Иоанном, и нужно это государство найти. Роль этой легенды отмечают даже светские историки. Записал потому что в 1140х под Самаркандом племя монголов-христиан разгромило султана Саджара (мусульманина). Чтобы найти это царство пресвитера Иоанна, организуются своеобразные миссии. Не совсем миссионеры, т. к. одновременно и дипломаты, и разведчики. Дело миссии - не главное. XIII (?). В XIV хан Тимурленг. Католики открывают небольшие миссии среди монголов. Действовали эти миссии в основном с целью консолидации всех христиан под римской властью. Как правило, проповедовали унию. Занимались этим два новых ордена, нищенствующих: _Доминиканцы_ и _Францисканцы_.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: