Во второй половине XIX столетия положение резко изменилось. Через Ковровский уезд проложена была сеть железных дорог, которые связали и самый город Ковров с крупнейшими торгово-промышленными центрами. Так, в 1862г. через Ковров прошла Московско-Нижегородская жел. дорога. В 1868 году открыта - железнодорожная линия Новки-Шуя-Иваново-Кинешма. В 1880г. Ковров соединен был железной дорогой с Муромом.
В связи с проведением железных дорог начинается бурный рост промышленности и торговли Коврова, а вместе с тем и всех других сторон жизни города.
Картину развития промышленности Коврова во второй половине XIX и в начале текущего столетий может дать следующая таблица:
ГОД | Количество фабрик и заводов | Число рабочих | Сумма производства |
- | |||
Вместе с развитием промышленности расширялась и торговля. Количество выдаваемых городом торговых свидетельств и билетов увеличилось с 66 в 1863г. до 1601 в 1912г. Количество торговых заведений с 160 в 1867г. до 207 в 1908г.
|
|
Экономический рост города вызвал прилив населения и усиленное строительство.
Количество жителей Коврова увеличивалось в следующей последовательности:
1861г. | 2400 чел. | 1897г. | 14571 чел. |
1863г. | 1901г. | ||
1870г. | 1908г. | ||
1894г. | 1915г. |
Как показывает таблица, за последние 54 года перед революцией население Коврова увеличилось почти в 9 раз. В среднем ежегодно прибывало по 355,5 чел., что составляет 14,8 % прироста в год.
Картина развития строительства в городе за указанный период времени видна из следующих данных:
ГОД | Улиц | Каменных домов | Деревянных домов | Всего домов |
1867г. | ||||
1894г. | ||||
1904г. | ||||
1911г. | - | - | - |
Вместе с экономическим ростом и приливом населения увеличивался бюджет города, дававший возможность проводить последовательно нужные мероприятия по городскому благоустройству. В 1881г. Ковров имел доходов 15057 руб., в 1890г. - 37382 р., в 1892г. - 68504 р., в 1908г. - 103906 р., в 1910г. -109761 р., в 1916г. - 138478 руб.
В 1870г. в городе устроен был водопровод. Противопожарная охрана постепенно улучшалась. В начале текущего столетия Ковров имел две пожарные части: городскую и добровольную с общим количеством рабочих до 40 чел.
К 1904г. в Коврове насчитывалось более 5 км. замощенных улиц и 131 уличных фонарей.
С конца XIX в. в городе создается сеть социально-культурных учреждений. В 1881г. устроено было Техническое железнодорожное училище на 44 ученика; в 1909г. учреждены частное реальное училище на 95 учеников и женская прогимназия, преобразованная в следующем году в гимназию, на 265 уч.; в 1912г. открыто ремесленное училище на 42 уч., а в 1914г. учительская семинария. Начальных училищ в городе имелось в 1911г. всего 9 с общим количеством учащихся до 1000 чел.
|
|
Кроме того, в Коврове существовала с 1888г. библиотека Ковровского уездного земства.
Из других учреждений социального характера в городе были: 3 больницы на 85 мест, Благотворительное Общество и учрежденный им в 1885г. приют для малолетних сирот на 17 детей.
В общем в начале текущего столетия гор. Ковров по количеству населения, по размерам строительства и по промышленно-экономическому и культурно-общественному значению занимал одно из первых мест среди других уездных городов Владимирской губернии.
Наглядное представление об этом можно иметь на основании следующих сравнительных данных за 1904г.:
ГОРОД | Количество населения | Количество домов | Число фабрик | Число рабочих | Число учебных заведений | Число больниц |
Ковров | ||||||
Александров | ||||||
Вязники | ||||||
Гороховец | - | |||||
Меленки | ||||||
Муром | ||||||
Переславль | ||||||
Судогда | ||||||
Суздаль |
Таким образом, по количеству жителей Ковров занимал в начале текущего столетия первое место среди уездных городов губернии. По числу социально-культурных учреждений он стоял на втором месте и, наконец, по размерам фабрично-заводских предприятий он являлся одним из очень видных промышленных центров не только в губернии, но и во всей Московской промышленной области.