Берлиоз Гектор

1803 – 1869

Французский композитор-симфонист, дирижер, музыкальный критик.

Родился в небольшом городке Кот-Сент-Андре в семье врача. Отец, будучи высокообразованным человеком, привил сыну любовь к литературе, истории, естествознанию, а также музыке.

В 1821 г., сдав в Гренобле экзамены на звание бакалавра, Гектор переехал в Париж, где поступил по настоянию родителей в Медицинскую школу. Началась мучительная борьба между вынужденными занятиями медициной и страстным влечением к музыке. Несмотря на конфликт с родителями и отказ в материальной помощи, Берлиоз оставил медицину и погрузился в стихию музыки и театра, увлекся трагедиями Шекспира и операми Глюка.

Занятия со знаменитым композитором Ж.Ф. Лесюэром помогли ему поступить в Парижскую консерваторию (1826). Испытывая острую нужду (жил за счет эпизодических уроков и работал в хоре), Берлиоз настойчиво занимался музыкой. К тому времени он уже был автором ряда произведений: героическая сцена для хора с оркестром «Греческая революция», «Смерть Орфея», «Восемь сцен из “Фауста” Гёте». В 1830 г. впервые была исполнена самая значительная симфония Берлиоза – «Фантастическая», навеянная страстной любовью к английской актрисе Г. Смитсон, впоследствии ставшей его женой.

Получив Большую Римскую премию, он провел год в Италии, где встретился с М.И. Глинкой. По возвращении в Париж Берлиоз занимался композиторской, дирижерской и критической деятельностью. В Париже творчество Берлиоза не находило широкого признания: академические музыкальные круги враждебно относились к его новаторским сочинениям. Лишь небольшая группа передовых художников (Шуман, Лист, Паганини) поддерживала искусство Берлиоза. Выступления Берлиоза-дирижера не обеспечивали материально, многие авторские концерты и сочинения (симфонии «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта», Реквием, опера «Бенвенуто Челлини») не приносили успеха.

С 1842 г. Берлиоз гастролировал за границей (в Бельгии,

Германии, Австрии). С триумфом прошли его выступления в Пе-

тербурге и Москве (1847). Среди произведений Берлиоза, созданных в 1840-е гг., выделяются Траурно-триумфальная симфония, посвященная памяти жертв Июльской революции 1830 г., и драматическая легенда «Осуждение Фауста». В конце 1840-х гг. он перенес смерть жены и сына.

В творчестве Берлиоза последних лет (1850–60-е гг.) произошел заметный перелом: в сюжетах появляются отвлеченные от современности античные и библейские темы (оратория «Детство Христа», 1854; оперная дилогия «Троянцы», 1859). Последние радостные события в жизни композитора – почетный прием в члены Института Франции (1856) и вторая триумфальная концертная поездка в Россию (1867), вскоре после которой он умер.

Берлиоз вошел в историю музыки как крупнейший французский композитор-симфонист, создатель сюжетных программных симфоний («Фантастическая», «Ромео и Джульетта», «Гарольд в Италии»), новатор в области музыкальной формы, гармонии. Будучи выдающимся дирижером, он значительно расширил возможности оркестра, создав «Большой трактат по современной инструментовке и оркестровке». Революционная героика и романтический пафос нашли в творчестве Берлиоза (как и в творчестве Бетховена) свое ярчайшее воплощение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: