Гарантии независимости сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Государственной защитой обеспечиваются также члены их семей и имущество.

Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников Комитета государственного контроля и его территориальных органов, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то законодательством Республики Беларусь.

Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований сотрудников Комитета государственного контроля или его территориальных органов, оскорбление их чести и достоинства, насилие в отношении этих сотрудников, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество или угроза совершения такого насилия и посягательства, а также другие действия, препятствующие исполнению возложенных на них обязанностей, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

25.2. Основные направления деятельности и компетенция Комитета
государственного контроля и его территориальных органов

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

- исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

- расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

- исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

- соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

- законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

- соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

- состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

- соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

- соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

- иные направления в соответствии с законом.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.

Компетенция Комитета государственного контроля
и его территориальных органов

Комитет государственного контроля и его территориальные органы правомочны:

- получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;

- проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

- привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;

- выносить обязательные для исполнения должностными лицами государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальными предпринимателями решения:

· об устранении в установленные сроки выявленных нарушений;

· о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии требуемых документов на выполнение строительных работ или договоров подряда;

· о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках в случаях: необходимости обеспечения взыскания экономических санкций; непредставления Комитету государственного контроля или его территориальным органам деклараций о доходах и имуществе, специальных разрешений (лицензий) и других документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, начислении и уплате платежей в бюджет, осуществлении внешнеэкономической деятельности; отказа в допуске сотрудников Комитета государственного контроля или его территориальных органов к проверке (ревизии); установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия документов о государственной регистрации (перерегистрации), предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· о запрещении торговли, выполнения работ (оказания услуг) населению в случаях установления нарушений порядка документального оформления выручки, незаконного расходования наличных денег, превышения лимита остатка кассы, нарушения порядка выдачи сумм под отчет, торговли, выполнения работ (оказания услуг) без наличия специального разрешения (лицензии) до устранения выявленных нарушений;

· о закрытии предприятий и организаций торговли, общественного питания, сферы обслуживания и их структурных подразделений, систематически нарушающих правила торговли и обслуживания населения, допускающих реализацию некачественных товаров, до устранения ими выявленных нарушений;

- направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

- в случаях нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества потребителей, окружающей среды приостанавливать либо запрещать производство (реализацию) товаров, выполнение работ (оказание услуг);

- изымать в установленном порядке образцы низкокачественных товаров, изделий, сырья, свидетельствующие о злоупотреблениях и нарушениях;

- производить контрольные закупки, оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов;

- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к компетенции Комитета государственного контроля и его территориальных органов;

- в случаях нарушения законодательства вносить в органы управления соответствующих юридических лиц предложения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;

- в случаях выявления при проведении проверок (ревизий) фактов недостач, умышленного уничтожения или порчи имущества, хищений материальных ценностей, в том числе денежных средств, другого государственного имущества, а также иных злоупотреблений передавать материалы в правоохранительные органы.

Законодательством установлены и иные полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы имеют право в пределах своей компетенции предъявлять в суды иски и заявления по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной формы собственности.

Заявление в суд по защите прав и законных интересов юридического лица государственной формы собственности Комитет государственного контроля или его соответствующий территориальный орган подают по просьбе или с согласия этого лица, участвующего затем в деле в качестве истца (заявителя).

По делам, возбуждаемым по искам Комитета государственного контроля или его территориальных органов о защите интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, в качестве истца выступают соответственно Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице уполномоченных государственных органов.

Полномочия Комитета государственного контроля и его территориальных органов по применению экономических санкций и мер
административного воздействия

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений.

Председатель Комитета государственного контроля и его заместители, начальники главных управлений и инспекций Комитета государственного контроля и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и г. Минска и их заместители вправе в пределах своей компетенции применять предусмотренные законодательством экономические санкции и меры административного воздействия от имени органов Комитета государственного контроля.

Суммы экономических санкций, не внесенные добровольно виновным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, списываются в бесспорном порядке со счетов виновных на основании решений Комитета государственного контроля или его территориальных органов.

Исполнение решений Комитета государственного контроля и его территориальных органов об имущественных взысканиях осуществляется судебными исполнителями хозяйственных судов.

Деятельность Комитета государственного контроля
и его территориальных органов и права граждан

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции рассматривают поступающие обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Лицо, считающее, что действия сотрудников Комитета государственного контроля или его территориальных органов ущемляют его права и законные интересы, вправе обжаловать эти действия прокурору, а также в суд.

Сотрудники Комитета государственного контроля, его территориальных органов не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

25.3. Полномочия Председателей Комитета государственного контроля и его территориальных органов

Председатель Комитета государственного контроля:

- руководит деятельностью Комитета государственного контроля, его территориальных органов, организует и контролирует их работу;

- решает вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля в республике, планированием, проведением проверок (ревизий), назначением должностных лиц Комитета государственного контроля и его территориальных органов:

- организует работу коллегии Комитета государственного контроля и руководит ее деятельностью;

- обеспечивает комплектование Комитета государственного контроля и его территориальных органов высококвалифицированными специалистами;

- информирует Президента Республики Беларусь о деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов;

- вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства;

- издает приказы и распоряжения, дает указания, утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми сотрудниками Комитета государственного контроля и его территориальных органов;

- представляет Комитет государственного контроля в государственных и иных органах, международных организациях, заключает по поручению Президента Республики Беларусь договоры по вопросам финансово-экономического контроля, сотрудничества в области валютного контроля с контрольно-финансовыми органами других государств и международными контрольно-финансовыми организациями;

- утверждает штатное расписание Комитета государственного контроля и его территориальных органов, а также положения о структурных подразделениях Комитета государственного контроля.

Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля осуществляют руководство деятельностью возглавляемых ими органов, издают приказы и распоряжения, дают указания, обязательные для исполнения подчиненными им сотрудниками.

Председатель Комитета государственного контроля, председатели территориальных органов Комитета государственного контроля, их заместители или уполномоченные ими лица вправе участвовать в заседаниях коллегий министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в сессиях местных Советов депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих компетенцию Комитета государственного контроля или его территориальных органов, по согласованию с руководителями этих органов.

Должностные лица Комитета государственного контроля
и его территориальных органов при проведении проверок (ревизий) имеют право:

- по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника Комитета государственного контроля:

- входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

- иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения. Доступ на предприятия, в учреждения, организации, посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства,
и допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Требовать от руководителей государственных органов, должностных лиц:

- представления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и других сведений, проведения проверок по поступившим в Комитет государственного контроля и его территориальные органы обращениям граждан и отчета о результатах проведения этих проверок;

- проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подчиненных им юридических лиц, обеспечения консультациями специалистов для выяснения возникших вопросов;

- представления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий);

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством:

- опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, а также изымать соответствующие документы, в том числе подлинники;

- вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства;

- требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе;

- указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.

Контрольные вопросы

1. Какой порядок образования органов государственного контроля?

2. Кто осуществляет контроль за деятельностью органов государственного контроля?

3. Назовите гарантии независимости сотрудников органов государственного контроля.

4. Каков порядок образования и полномочия коллегий органов государственного контроля?

5. Назовите основные направления деятельности органов государственного контроля.

6. Какой компетенцией обладают органы государственного контроля?


[1] Габричидзе, Б. Н., Чернявский, А. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов. – М.: Т орговая корпорация «Рашков и К», 2005. – С. 134.

[2] Алебастрова, И. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 6; Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. кол-ва д.ю.н., проф. С. А. Авакьян. – М.: Норма – ИНФРА, 2000. – С. 535.

[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учеб. для вузов / рук. авт. кол-ва и отв. ред. Б. А.Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2005. – С. 25.

[4] Авакьян, С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2-х т. Т. 1 / С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2005. – С. 120.

[5] Габричидзе, Б. Н. Конституционное право России: учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – С. 177–204.

[6] Там же. – С. 194.

[7] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учеб. для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. – 4-е изд. – М., 2005. – С. 95.

[8] Василевич, Г. А. Конституционное право: учеб. – Мн., 2003. – С. 56.

[9] См.: Крамник А. Н. Административное право Республики Беларусь. Часть I. Управленческое право. – Минск: Тесей, 2008. – с. 26.

[10] Петров А. П. Конституционное право: учеб. пособие. – Минск: Амалфея, 2011. – с. 25

[11] Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. – Мн.: Книжный дом; Интерпресссервис, 2003. – С. 130.

[12] См. например: Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1997. – С. 88; Страшун, Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1996. – С. 169.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: