Введение. ВведениеВКР отражает основные характеристики работы

Введение ВКР отражает основные характеристики работы. В ней находит отражение методологический аппарат дипломного исследования, который составляет основу введения, оформляемая в виде развернутой аннотации к подготовленной к защите работы. Это один из наиболее важных оценочных критериев выпускной квалификационной работы, именно по нему прежде всего судят об уровне ее «научной добротности».

Методологический аппарат помещается во введении и состоит из разделов:

- актуальность выбранной темы;

- научная новизна;

- практическая значимость;

- объект и предмет исследования:

- цель и задачи исследования;

- гипотеза исследования;

- методологические основы исследования;

- методы исследования;

- краткий обзор источников информации.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность может быть теоретической (проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п.) или практической (вытекает из злободневных вопросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование).

При обосновании актуальности выбранной темы нельзя исходить из политической ситуации в стране или мире. Основными аспектами актуальности психологических исследований могут быть:

- показ задач, стоящих перед исследователем в аспекте выбранного направления;

- что сделано в данном направлении предшественниками и что осталось нерешенным;

- необходимость дополнения теоретических построений в возрастной и педагогической психологии, относящихся к изучаемому явлению;

- потребность в новых фактах, которые позволяют решить теорию и сферу ее применения;

- потребность в разработке более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

- потребность в разработке методов, имеющих более широкие возможности (эффективность психологического воздействия с учетом возраста; психолого-педагогические основы обучения, тренировки, реабилитации, коррекции; психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах обучения и воспитания и т.п.);

- потребность в разработке психолого-педагогических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний;

- несогласованность между выявленными противоположностями внутри единого объекта как в теории, так и в практике.

На основе противоречий, выявленных при знакомстве с литературой, во введении можно сформулировать проблему исследования. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Таким образом, проблема - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Чтобы сформулировать проблему, необходимо:

- разделить ее на подвопросы, без ответа на которые невозможно получить ответа на основной проблемный вопрос;

- сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

- ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя;

- отграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которым дипломник имеет дело.

Формулировка объекта - важный этап научного исследования. Между тем студенты, готовящие дипломный проект, не всегда придают должное значение этой категории научного знания, считая ее пустой формальностью. Однако они сильно ошибаются, поскольку неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если четко не установить объект исследования, то легко соскользнуть на объект иной науки. Поэтому объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за его пределы.

В психологических исследованиях объектом могут выступать фрагменты изучаемой реальности, на которые направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды, как носители психики; группы людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантым поведением, консультант, консультируемые и т.д.) или сами психические явления (процессы, состояния, свойства); определенные формы поведения и деятельности. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это - эмпирическая база исследования, которая будет описана Вами в эмпирической части) или некого процесса связи между явлениями (а это вполне может стать предметом исследования).

После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. Это аспект объекта, который непосредственно изучается или «высвечивается» в объекте через призму проблемы. Для каждой науки в любом предмете изучения есть свой частный аспект рассмотрения, который по-разному формулируется в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: