К задачам этого типа относятся такие, в которых все или часть данных заданы в виде графических зависимостей между ними. Для решения таких задач мы используем не только знания, полученные на уроках физики, но и знания, полученные на уроках алгебры, геометрии. В решении графических задач можно выделить следующие этапы:
1 этап — прочитать внимательно условие задачи;
2 этап — выяснить из приведенного графика, между какими величинами представлена связь; выяснить, какая физическая величина является независимой, т.е. аргументом; какая величина является зависимой, т.е. функцией; определить по виду графика, какая это зависимость; выяснить, что требуется — определить функцию или аргумент; по возможности записать уравнение, которое описывает приведенный график;
3 этап — отметить на оси абсцисс (или ординат) заданное значение и восстановить перпендикуляр до пересечения с графиком. Опустить перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (или абсцисс) и определить значение искомой величины;
|
|
4 этап — оценить полученный результат; записать ответ.
Пример задачи №1. Поезд прошёл расстояние S = 17 км между двумя станциями со скоростью ср= 60 км/ч. При этом на разгон вначале и торможение перед остановкой ушло в общей сложности t 1 = 4 мин, а остальное время поезд двигался с постоянной скоростью. Чему равна эта скорость?
Решение.
Пусть – время разгона поезда, t – общее время в пути. Тогда
С другой стороны,
Поэтому
Ответ: = 68 км/ч.
Пример задачи №2. В воде плавает плоская льдина. Какую работу надо совершить, чтобы полностью погрузить льдину в воду? (S = 5 м2, H = 0,5 м.)
Решение.
Найдём h 0 – высоту льдины над водой:
F А= F тяж; воды g S (H – h 0) = льда g S H;
В начальный момент F А= F тяж, но по мере погружения льдины, т.е. уменьшения её высоты над водой, необходимо прикладывать всё б льшую силу. Зависимость F (h) – линейная. Построим график этой зависимости. Максимальная внешняя сила:
Fmax = F A – F тяж = воды g S H – льда g S H = g S H ( воды– льда); Ответ: A = 61 Дж.