Наука и научный метод в концепциях К. Поппера

Британский философ и социолог Карл Поппер считал, что поскольку наука – дело рук человеческих, то "она погрешима". Для того чтобы успешно решать проблемы и сокращать число ошибок, науке необходима система разнообразных методов. Вместе с тем К. Поппер считает, что при всей важности методов их роль и значение не следует преувеличивать, хотя и выступает против "методологического негативизма".

К. Поппер демонстрирует многоуровневый характер методологических правил по степени их универсальности: "Сначала формулируется высшее правило, которое представляет собой нечто вроде нормы для определения остальных правил. Это правило, таким образом, является правилом более высокого типа". Методология не может быть сведена к формальной логике: методологические правила "весьма отличны" от правил, называемых "логическими", и "вряд ли уместно ставить исследование метода науки на одну доску с чисто логическим исследованием".

К. Поппер одним из первых резко выступил против критерия верификации. Наиболее значимым его вкладом в методологию науки является всесторонняя разработка критического, "диалектического" метода. Принцип "все открыто для критики" является, по мнению К. Поппера, величайшим методом науки: "Ничто не свободно и не должно считаться свободным от критики – даже сам основной принцип критического метода".

К. Поппер продолжил традиции фаллибилизма – такой концепции, которая утверждает, что нельзя сомневаться только в том, что все теории ошибочны. Эту позицию хорошо выразил один из видных космологов XX в. Дж. Уилер (1911–2008): "Мы знаем, что все наши теории ошибочны. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы делать ошибки раньше".

Неопозитивизм утверждал: любая теория в поисках истины должна опираться на факты и быть выводима из опыта. К. Поппер же подчеркивает, что достаточно одного опытного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение. Указывая на логически некорректный характер верификации, он выдвинул в качестве критерия научности эмпирических систем возможность их опровержения, или фальсификации, опытом: "Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, опровержимость...". Любая хорошая теория является некоторым запрещением, и чем больше теория запрещает, тем она лучше, и тем более она рискует быть опровергнутой.

Фальсифицируемость предполагала открытость любой подлинно научной теории для фальсификации. Тем самым метод критического рационализма, т.е. "метод обнаружения и разрешения противоречий применяется и внутри самой науки, но особенное значение он имеет именно для теории познания. Никакой иной метод не в силах помочь нам оправдать наши методологические конвенции и доказать их ценность". Однако, вопреки К. Попперу, в реальном исследовании и верификация, и фальсификация взаимодействуют и влияют друг на друга, выступая в качестве комплементарных (взаимодополняющих) методов.

С концепцией научного метода тесно связаны представления К. Поппера о росте научного знания, который состоит в выдвижении смелых гипотез и выборе наилучших (из возможных) теорий, а также в последующих попытках опровержения таких теорий. Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и ошибок и представляет собой способ выбора теории в определенной проблемной ситуации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: