Главной силой истории являются народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы, это, прежде всего те классы и социальные слои, которые приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, то есть массы трудящихся. Из каких конкретно общественных классов и социальных групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера общественно-экономической формации. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций, то есть поступательного развития человечества.
Массы играют большую роль и в политической жизни. Без их политической деятельности немыслимо развитие общества и, прежде всего социальных революций. Какой бы класс не приходил к власти в ходе революции, ее главной движущей силой всегда были народные массы. Но даже в эволюционные периоды истории массы играют великую роль. В часы величайших национальных испытаний именно народные массы, а не эксплуататорские классы, решали судьбу своей страны, вставая на ее защиту. Столь же велика роль народных масс и в развитии культуры, именно широкие массы трудящихся заложили основы всей духовной культуры человечества, создали условия для ее прогресса. Многие культурные направления долгое время развивались исключительно, как народное творчество.
|
|
Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, марксизм важное место отводит роли личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - показывает, что они выполняют необходимую для общества функцию. Это относится как к ученым, художникам и писателям, без деятельного участия которых невозможно движение вперед науки и культуры, так и политическим и общественным лидерам. Они выполняют функцию идеологического, культурного и политического руководства массами, общественными классами и общественными группами.
В заключение необходимо подчеркнуть, что роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе этой ограниченности лежит господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные отношения, продуктом которых являются как массы, так и личность.
36. «КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА»: КОНЦЕПЦИЯ «ОДНОМЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА», АФФИРМАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТОТАЛЬНОГО ОТКАЗА Г.МАРКУЗЕ.
Называя свою область знания критической теорией, Маркузе связывает ее с теорией Маркса и считает, что в XX веке понятия критической теории утратили свою оппозиционность по отношению к обществу. Общество различными путями переросло некогда революционные противоречия и трансформировало некогда антагонистичные друг другу силы. Оно стало тоталитарным. Основой саморегулирования современной индустриальной цивилизации является уже не репрессия, не подавление влечений и потребностей большинства, но формирование: стандартных, ложных потребностей, привязывающих индивида к современному обществу, потребностей, которые Маркузе называет репрессивными. Тем самым индивид лишается основы (и онтологической, и моральной), на которой он мог бы развить автономию, а тем более способность противостоять целому. Формируется модель одномерного мышления и поведения.
|
|
«Одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в сфере массовой информации. Универсум их дискурса внедряется посредством самодвижущихся гипотез, которые, непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания. К примеру, <свободными> являются те институты, которые действуют в Свободном Мире; остальные трансцендирующие формы свободы по определению записываются в разряд анархизма, коммунизма или пропаганды.»
Общество формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном ему направлении: "Возможность делать или не делать, наслаждаться или разрушать, иметь или отбросить становится или не становится потребностью в зависимости от того, является или не является она желательной и необходимой для господствующих общественных институтов и интересов". Маркузе различает потребности истинные и ложные. "Ложными" он называет такие потребности, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления; они определяются внешними силами, контроль над которыми недоступен индивиду. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей. Независимо от того, насколько индивид отождествляет себя с этими потребностями и находит себя в их удовлетворении, они продуктами общества.
Массовое производство и распределение претендуют на всего индивида: люди узнают себя в окружающих их предметах потребления. Тем самым внутреннее измерение и личное пространство, в котором человек имеет возможность оставаться самим собой, то есть внутренняя свобода индивида, сводится на нет. Индивид лишается основы, на которой он мог бы развить автономию.
Для достижения личной самостоятельности и свободы, по мнению Маркузе, необходимы условия, в которых "подавленные измерения опыта" могут вернуться к жизни; но освободить эти последние нельзя, не ущемив коллективные нужды и формы удовлетворения потребностей, организующие жизнь в этом обществе.
Единственное, что человек может противопоставить Системе — это Великий Отказ, тотальное неприятие Системы и её ценностей. Именно искусство всегда содержало в себе рациональность отрицания, которое в наиболее развитой форме становится Великим Отказом - протестом против существующего.
Маркузе разработал понятия аффирмативной культуры и аффирмативного искусства. По его мнению, культура амбивалентна, т.е. обладает одновременно как позитивной, так и негативной значимостью: с одной стороны, она служит выражением сопротивления личности бесчеловечной реальности, с другой — выполняет аффирмативную функцию, узаконивает противоречие между человеческой потребностью счастья в реальной жизни и ее иллюзорным удовлетворением в искусстве. Сущность аффирмативной культуры и аффирмативного искусства Маркузе сводит к следующему: наслаждение произведением искусства не связано с реальностью, оно актуализируется в душе человека, вызывает ощущение счастья; эта иллюзия счастья и есть тот реальный эффект, который дает такое искусство. |
В довоенных работах М. критиковал буржуазную культуру как орудие господства шаблонной ориентации ума. По его мнению, она стала товаром, украшением и в этом смысле она уже не есть культура. Он выдвинул также идею просветительской культур, революции, которая в каждом индивиде разбудила художника. М. полагал, что искусство должно освобождаться от пагубного политического и идеологического содержания. |
|
|