Прогресс – означает развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию
Уровень культуры – показатель достигнутой высоты ее реального развития.
Ценность – особая, позитивная значимость явлений в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.
Оценка – субъективное представление о ценности или не ценности чего-либо.
Ценность культуры – особая положительная значимость чего-либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.
Культурный артефакт – любой объект, в котором воплощены ценности культуры, культурные смыслы.
Культурная норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном.
Идеал – совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности, образец объекта, который максимально, совершенно отвечал бы потребностям человека.
|
|
Экология культуры – учение о необходимости воплощения ее ценностей в реальных отношениях человека и общества с культурой и природой.
Право – очевидное достижение цивилизации.
Искусство – особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своем значении специализированная художественная активность, ее результаты и их восприятие.
Западные общества – экономически развитые социумы, сформированные в соответствии с концептуальной моделью гражданского общества, в котором главенствуют либерально-демократические ценности и права человека, а граждане осуществляют свободный выбор в сферах религии, политики и культуры, контролируя деятельность правительственных организаций и бизнеса через сеть добровольных и независимых общественных объединений.
Незападные общества – все остальные типы социальных умов, продолжающих воспроизводить традиционные экономические, политические, религиозные способы регулирования общественных отношений и соответственно тяготеющие к экономической, научно-технической, социальной и культурной модернизации.
Примордиальный подход к определению общества – направлен на поиск объективной основы этнического разнообразия в природе или общественной жизни и культуре.
Алармизм – повышенная социальная тревожность.
Субкультура – крупная составная часть целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт. Это лишь отклонение от основного пути развития культуры, которое не ставит своей целью переделку господствующей культуры, а лишь по-своему приспосабливается к ней.
|
|
Социокультурная адаптация – процесс освоения традиций, норм, обычаев, ценностей. Вхождение в другую культуру.
Аккультурация – процесс взаимного влияния разных культур, при котором один народ усваивает ряд черт, форм культуры другого народа.
Антиномичность – противоречие между 2-мя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Антропогенез – процесс возникновения и происхождения физического типа человека.
Антропоморфизм – уподобление человеку. Наделение человеческими свойствами предметов, явлений, существ и прочего.
Архетип – прообраз, изначальный, первоначальный образ. Составляет основу общечеловеческой символики, проявляется в устойчивых мотивах фантазий, сновидений, верований, произведений литературы и искусства.
Ассимиляция – слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
Высокая культура – создается профессионалами в области культурного творчества. Как правило, имена этих людей известны, а их произведения искусства навсегда остаются в памяти потомков.
Элитарная культура - связана с деятельностью верхушки общества – родовой аристократии, политическими лидерами, крупными бизнесменами. Сегодня к элите относят и творческую интеллигенцию (деятели искусства и науки), создающие новые ценности культуры.
Массовая культура – это культура повседневной жизни, представленная большей частью общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации. Ее содержание составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, туризм, спорт и пр.
Демократическая культура – связана с деятельностью основной массы населения, которая непосредственно производит материальные блага для людей и работает в сфере обслуживания.
Динамика культуры – поступательное движение культуры, переходы от одного состояния к другому, возникновение качественно новых форм культуры. Термин «динамика» близок по значению к термину «развитие».
Культурная доминанта - главенствующий признак, основная идея, главенствующая составляющая социокультурных процессов.
Духовная культура – это мир идей, связанных с существованием человека в мире; это продукт духовного производства и именно она пробуждает и развивает в человеке личность.
Культурная закономерность - объективно существующая, устойчивая и повторяющаяся связь явлений культуры, ступеней культурного процесса, в которой проявляется движение культуры.
Культурная идентификация - отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, ценностями, нормами и т.п.
Изобретение – это новая комбинация известных культурных элементов или комплексов (новые технологии).
Инкультурация - процесс усвоения индивидом традиций, обычаев, норм, ценностей культуры, к которой он принадлежит.
Культурный институт - исторически сложившийся, устойчивый комплекс норм, принципов, ценностей, установок и т.п., обеспечивающих упорядочение, регулирование отношений между людьми.
Контркультура – это такие социокультурные установки, которые противостоят фундаментальным принципам, лежащих в основе той или иной культуры.
Корневая культура – это результат народного творчества, вырастает из повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Ее важной чертой является то, что она анонимна, отсутствует автор.
Культурная диффузия – это взаимное проникновение отдельных элементов культуры или целых ее комплексов.
Культурная идентичность – это принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.
|
|
Культурная черта - аналитическая единица культурологии, обозначающая устойчивую совокупность отдельных представлений, отношений, действий, традиционных для данной культуры.
Культурное заимствование – это использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах.
Культурное наследие – это сумма всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт.
Культурные универсалии - черты, нормы, ценности, традиции и т.п., присущие всем человеческим культурам.
Культурный код эпохи - система символических смыслообразующих знаков, концептуально выражающая основные характеристики культурной эпохи.
Культурный образец - то же, что паттерн культурный - принятые в определенной культуре образцы и стереотипы поведения, стандарты и идеалы, ценности, парадигмы.
Культурный процесс – это изменение во времени культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействий между людьми и их социальными группами.
Культурогенез - процесс зарождения и развития материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
Материальная культура – это мир вещей, созданных или преобразованных человеком.
Ментальность - характерный для личности или социальной группы, общества способ мышления.
Модернизация – это сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структура современного общества и культуры.
Морфология культуры – это раздел культурологии, имеющий своим предметом изучения типичные формы культуры, характеризующие ее внутреннее «строение» как целостность.
Открытие – это получение новых знаний о мире (научные открытия).
Семь свободных искусств - система учебных дисциплин в средневековых школах и университетах, включавшая два цикла: 1) тривиум (грамматика, риторика и диалектика); 2) квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
|
|
Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние какого-либо явления культуры (например, на ранних стадиях развития человечества, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга и составляли единое целое). Древний синкретизм был ранней формой эклектики, получившей распространение в новое и новейшее время.
Социализация – это процесс становления индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная к обществу.
Социогенез - процесс формирования человека как общественного существа, создающего культурные ценности.
Социокультурная динамика – это те изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил.
Культурная традиция – коллективная память, инициативно отбирающая и закрепляющая в опыте поколений именно то, что позволило этносу или нации пройти сквозь историю и сохранить свою идентичность.
Учреждение культуры - общественная или государственная организация, ведающая какой-либо областью культурной деятельности, культурной информации или социокультурной активности.
Эсхатология – учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человеком. Всегда занимало значительное место в христианском мировоззрении.
Инициация – обряд посвящения.
Модальная личность – обобщенный образ или имидж человека в его принадлежности к определенной национальной культуре.
Статусная личность – спектр социальных ролей, которые предписывают человеку определенный тип поведения.
Идеальная личность – комплекс позитивных черт, которые рассматриваются обществом как наиболее ценные и перспективные.
Культурная идентичность – отождествление личности с культурной традицией, с культурой общества.
Диффузионизм – научное направление, объединившее ряд сходных школ, которые противопоставляли себя эволюционизму.
Межкультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами культурной активности, при котором происходит обмен культурной информаций, ее передача с помощью принятых в культуре знаковых систем, а также трансляция приемов и средств их использования.
Диалог культур – особый вид межкультурной коммуникации, когда при взаимодействии между культурами, обмене информацией каждая из взаимодействующих культур стремится понять другую.
Этикет – форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Повседневность – то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ изо дня в день.
Культура повседневности – реализация культуры, ее ценностей, ценностных смыслов в каждодневном бытии человека или сообщества людей.
Знак – предмет или явление, представляющие другой предмет или явление.
Синтактика – синтаксис, структура знаковых систем.
Семантика – смысл, интерпретация знаков.
Прагматика – восприятие системы знаков.
Код – совокупность знаков и правил, по которым информация представлена для хранения и передачи.
Окулесика – изучение языка глаз и визуального поведения людей при их взаимодействии.
Ольфакция – изучение языка запахов, смысла, передаваемого с помощью запахов и их роль в коммуникации.
Гастика – изучение знаковых и коммуникативных функций пиши и напитков, приемов пиши, культурных и коммуникативных функций снадобий и угощений.
Гаптика – изучение касаний в коммуникации людей, их формы, смыслы и функции.
Кинесика – язык жестов.
Просемика – изучение пространства коммуникации.
Параленгвистика – изучение влияния на речь социальных статусов, культурных и национально-этнических особенностей.
Структура – единство элементов явления и их связей между собой.
Диагноз культуры – важный момент культурологических исследований, характеризующих их применимость на практике.
Культурологическая диагностика - важный инструмент в воспитании и подборе кадров, формировании необходимых для успешной работы специалистов, ответственных и преданных делу.
Антикультура – совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению.
Бескультурье – реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне.
Культурная глобализация – процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающих во всемирном масштабе.
Культурный хронотоп – единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.
Эпистема – обозначение устойчивых блоков понятий и принципов философского знания.
Общенаучные методы – те, которые используются в науке вне зависимости от профиля дисциплины.
Структурный метод – направлен на то, чтобы узнать внутреннее строение изучаемого объекта, подробнее рассмотреть все элементы и связи внутри объекта, выявить определенные их взаимозависимости.
Функциональный метод – заключается в рассмотрении культуры как системы, структурные элементы которой выполняют определенные функции в жизни общества и функционально связаны между собой.
Системный метод – основан на том, что культура и любые культурные феномены могут быть рассмотрены в качестве систем.
Метод индукции – суть заключается в том, чтобы собрать все относящиеся к искомому облику и содержанию культуры факты, подвергнуть их внимательному изучению, выявить по возможности взаимные связи между отдельными фактами и на этой основе гипотетически восстановить облик и содержание малоизвестной культуры.
Метод дедукции – основан на принципах рассуждения по правилам логики – последовательных логически связанных друг с другом суждений.
Аксиоматический метод – для начального этапа умозаключений в культурологии основанием являются указания на элементы культуры, отдельные сведения о культуре, что позволяет устанавливать связь между разрозненными элементами, заполнять отсутствующие связи или отношения логически выделенными выдвигаемыми гипотезами. Эти гипотезы и утверждения по мере поступления новых гипотез и постулатов будут корректироваться или замещаться постепенно открывающимися более убедительными положениями.
Метод реконструкции – один из вариантов аксиоматического метода. Его особенность в том, что исследователь в данном случае добивается максимального приближения к утраченному облику и содержанию культуры, но вместе с тем не достигает полного соответствия.
Метод осевой направленности – предполагает, что исследователь в изучении исторического процесса выделит определенный вектор, рассматривая только те факты, которые выстраиваются один за другим наподобие цепочки причины и следствия.
Метод мозаичных реконструкций – сугубо культурологический метод, который применяется в случае близости, сходности культурных явлений, однако не обнаруживающих внутренней связи между собой.
Генетический метод – его специализация связана с изучением возникновения, исходных точек, первичных форм развития как идеальных, так и материальных объектов.
Герменевтические процедуры – приемы истолкования культуры, понимаемых как тексты, т.е. особые системы знаков.
Культурологические школы: Общественно-историческая школа; Натуралистическая школа; Социологическая школа; Символическая школа; Антропологическая школа.
Общественно-историческая школа (Шпенглер, Тойнби) – рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». При этом существование общечеловеческой преемственности в культуре отрицается. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от души к интеллекту, от героических «деяний» к утиитарной работе. Позднее несколько пересматриваются эти взгляды, и приходят к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них - его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.
Натуралистическая школа (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский) – Натуралистическая школа в культурологии стремится подчеркнуть биологическую обусловленность человеческого поведения, деятельности и ее продуктов. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от природы человека как биопсихологического существа, и недооценивая принципиальные различия, отличающие его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии, еще две науки, появившиеся в XX в., сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - фрейдизм и этология (наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, а которую они получили в 1973г. Нобелевскую премию). К натуралистической школе примыкает и так называемая «функциональная теория культуры», созданная Б. Малиновским.
Социологическая школа (Элиот, Сорокин, Вебер, Парсонс) - Социологическая школа объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в историческом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре внимания этого направления находится само общество, его структура и социальные институты.
Структурно-функионально направление (Парсонс) - все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием культура, являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и собственно культурной. В основе первой и более низкой из них - социальной - лежат совместные действия людей, движимых целями биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Для второй, более высокой, культурной системы, которая уже лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей, характерными являются следующие черты - символичность, нормативность и известная иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды. Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.
Символическая школа (Соссюр, Кассирер, Леви-Стросс) - Символическая школа является одной из самых молодых и самых влиятельных современных научных школ, сложившаяся в результате развития средств массовой информации. По мнению некоторых философов и социологов, в современном мире на смену НТР придет так называемая «информационная революция». По мнению последователей данной школы у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки и символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовали и развитие семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания культурология получила прямой выход в мир техники и создания искусственного интеллекта.
Антропологическая школа (Тейлор, Ланг, Фрейзер, Сумцов, Кирпичников, Веселовский) - сложилась в Великобритании в 1860-е гг. Она объясняла сходство материальной и духовной культуры. В том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры. Доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта школа была более прогрессивной, нежели мифологическая и миграционная школы. Она вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира. Представители А.Ш. пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.