Украина в те годы была зоной сплошной грамотности.
Особенностью украинских школ был их внесословный статус. Начальное
образование было доступно мужчинам и женщинам. Школы содержались
за средства общин. Учителями были священники и дьяки. Цель школы
состояла в воспитании христианина. Основными "учебниками" были
букварь, часослов и псалтырь. На Правобережье продолжали
действовать братские школы, но в связи с вхождением в состав Речи
Посполитой они постепенно приходят в упадок.
Образовательный процесс осложнялся языковой политикой Речи
Посполитой и России. Польский закон 1696 г. оставлял за украинским
языком статус лишь церковного. По изданным в России указам книги,
напечатанные украинским вариантом церковного языка, изымались.
В конце XVIII в. сеть школ начала сокращаться.
Выше "дьяковок" стояли коллегиумы, которые на Левобережье
основывали представители церкви. Настоящим образовательным и
научным центром европейского масштаба была Киево-Могилянская
|
|
академия. Ее деятельность была проанализирована в предыдущем
разделе. В рассматриваемый период коллегиумы функционировали в
Чернигове, Харькове (его нередко называли академией), Переяславе,
Полтаве. Главным источником их содержания были монастырские
имения. Поэтому политика отбора имений у монастырей, проведенная
Екатериной II, была ударом для украинских школ.
Формируется профессиональное образование. В ХVIII в. в Украине
были открыты музыкальные школы (готовили певцов, дирижеров, скрипа-
чей, бандуристов, др.), в частности, на Сечи, медицинская школа в
Елисаветграде, артиллерийское и штурманское училища в Николаеве,
дополнительные классы при Харьковском коллегиуме (готовили перевод-
чиков, учителей, геодезистов, землемеров, картографов, артиллеристов,
архитекторов, художников, музыкантов, певцов). При Генеральной
военной канцелярии открыли специальный куринь, где готовили кадры
для госслужбы – дипломатов, экономистов, военных, юристов.
На Правобережье и в Западной Украине среднее образование по-
лучали в иезуитских школах (коллегиумах) Василианского ордена (всего
их было 15). Коллегиумы делились на полные и неполные. Неполные
давали образование по семи искусствам – грамматике, поэтике, ритори-
ке, арифметике, геометрии, диалектике и музыке. В полных проходили
еще и 3- или 2-годичный курс философии и 4-летний – теологии. Иезуиты
также открыли новый тип учебного заведения для потомков магнатерии и
зажиточной шляхты – рыцарскую школу (на Украине – в Остроге и
Львове). Готовили в них чиновников. Изучались французский и немецкий
языки, политика, экономика, юриспруденция, история, архитектура,
"рыцарские науки" – фехтование, танцы, езда верхом.
В 1661 г. львовский коллегиум получил титул университета. В нем
были философское и теологическое отделения. Большинство студентов
были католиками и униатами. После ликвидации ордена иезуитов
университет прекратил существование. Восстановлен он был
императором Иосифом II в 1784 г.