Развитие образования и науки

Украина в те годы была зоной сплошной грамотности.

Особенностью украинских школ был их внесословный статус. Начальное

образование было доступно мужчинам и женщинам. Школы содержались

за средства общин. Учителями были священники и дьяки. Цель школы

состояла в воспитании христианина. Основными "учебниками" были

букварь, часослов и псалтырь. На Правобережье продолжали

действовать братские школы, но в связи с вхождением в состав Речи

Посполитой они постепенно приходят в упадок.

Образовательный процесс осложнялся языковой политикой Речи

Посполитой и России. Польский закон 1696 г. оставлял за украинским

языком статус лишь церковного. По изданным в России указам книги,

напечатанные украинским вариантом церковного языка, изымались.

В конце XVIII в. сеть школ начала сокращаться.

Выше "дьяковок" стояли коллегиумы, которые на Левобережье

основывали представители церкви. Настоящим образовательным и

научным центром европейского масштаба была Киево-Могилянская

академия. Ее деятельность была проанализирована в предыдущем

разделе. В рассматриваемый период коллегиумы функционировали в

Чернигове, Харькове (его нередко называли академией), Переяславе,

Полтаве. Главным источником их содержания были монастырские

имения. Поэтому политика отбора имений у монастырей, проведенная

Екатериной II, была ударом для украинских школ.

Формируется профессиональное образование. В ХVIII в. в Украине

были открыты музыкальные школы (готовили певцов, дирижеров, скрипа-

чей, бандуристов, др.), в частности, на Сечи, медицинская школа в

Елисаветграде, артиллерийское и штурманское училища в Николаеве,

дополнительные классы при Харьковском коллегиуме (готовили перевод-

чиков, учителей, геодезистов, землемеров, картографов, артиллеристов,

архитекторов, художников, музыкантов, певцов). При Генеральной

военной канцелярии открыли специальный куринь, где готовили кадры

для госслужбы – дипломатов, экономистов, военных, юристов.

На Правобережье и в Западной Украине среднее образование по-

лучали в иезуитских школах (коллегиумах) Василианского ордена (всего

их было 15). Коллегиумы делились на полные и неполные. Неполные

давали образование по семи искусствам – грамматике, поэтике, ритори-

ке, арифметике, геометрии, диалектике и музыке. В полных проходили

еще и 3- или 2-годичный курс философии и 4-летний – теологии. Иезуиты

также открыли новый тип учебного заведения для потомков магнатерии и

зажиточной шляхты – рыцарскую школу (на Украине – в Остроге и

Львове). Готовили в них чиновников. Изучались французский и немецкий

языки, политика, экономика, юриспруденция, история, архитектура,

"рыцарские науки" – фехтование, танцы, езда верхом.

В 1661 г. львовский коллегиум получил титул университета. В нем

были философское и теологическое отделения. Большинство студентов

были католиками и униатами. После ликвидации ордена иезуитов

университет прекратил существование. Восстановлен он был

императором Иосифом II в 1784 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: