После свержения самодержавия создались благоприятные условия
для развития национальной культуры. В 1917-1918 гг. были открыты бо-
лее 200 украинских гимназий, несколько десятков средних школ, украин-
ские реальные и коммерческие школы, напечатано несколько миллионов
учебников. В Киеве и Каменце-Подольском были открыты украинские
госуниверситеты. Были учреждены Государственный украинский архив,
Национальная галерея искусств, Украинский исторический музей,
национальная библиотека, украинский театр драмы и оперы, Украинская
государственная капелла, Государственный симфонический оркестр.
Была открыта украинская Академия наук. Заметным явлением стало
создание автокефальной православной церкви.
После гражданской войны негативное отношение к советской влас-
ти повлекло массовую эмиграцию деятелей культуры. Компартия поста-
вила задачу подготовки кадров рабоче-крестьянской интеллигенции. В
области культуры власть проводила политику украинизации. В середине
|
|
1920-х гг. 78% школ стали украиноязычными. Политика коренизации
проводилась и в районах, населенных национальными меньшинствами.
Значительные успехи были достигнуты в ликвидации неграмот-
ности. Росло финансирование образования. Было введено обязательное
начальное образование. Развивались среднее специальное
(профессиональные училища и техникумы) и высшее образование. В
1938 г. в Украине было почти 130 вузов с 124 тыс. студентов.
Осуществлялась языковая реформа. В 1929 г. народный
комиссариат просвещения утвердил новое правописание, которое
базировалось на "традиции и природе украинского языка", истории. Но с
укреплением власти Сталина эти результаты были перечеркнуты. Без
обсуждения в сжатые сроки (за 5 месяцев) было создано новое
правописание, которое унифицировало украинский и русский языки.
В начале XX в. в сфере художественного творчества возникает
множество течений, которые принято обозначать термином «модернизм».
Объединяет их разрыв с традицией. Внимание направлялась на человека
и его личные проблемы. Главной ценностью признается внутренний мир
художника.
Среди модернистских течений в литературе были футуристы,
неоромантики, пропагандировавшие урбанизацию культуры и
экспериментаторство. Союз крестьянских писателей "Плуг" ставил целью
направлять творчество на изменение психики и сознания крестьянства в
духе пролетарской революции. Появилось такое направление как
пролеткультовство (союз "Гарт"), теоретики которого отрицали
классическое наследие, пропагандировали создание "лабораторным
путем" "чисто пролетарской культуры".
|
|
Альтернативными подчиненным власти организациям были
ВАПЛІТЕ (Свободная Академия Пролетарской Литературы), а позднее
объединение "Пролетфронт". Они были созданы по инициативе М.
Хвылевого, выступавшего против примитивизации творчества,
настаивавшего на европейской ориентации культуры и выдвинувшего
лозунг "Прочь от Москвы".
Л. Курбас, возглавлявший театр "Березиль", выводил его на
европейский путь поисков средств выразительности. Его постановки
получили золотую медаль на выставке в Париже в 1925 г.
Успехов достиг кинематограф. Действовали Одесская и Киевская
кинофабрики. В 1930 г. был снят первый звуковой документальный
фильм – "Симфония Донбасса". Одним из основателей киноискусства
стал А. Довженко. Его стилистика в фильмах "Звенигора", "Арсенал",
"Земля" положила начало направлению, определяемому как "украинский
поэтический кинематограф".
Развитие живописи происходило в борьбе течений. Наряду с теми,
кто стоял на позициях реализма, творили сторонники футуризма,
формализма. Центром авангарда стал Киевский художественный
институт, где работал К. Малевич, основоположник супрематизма, в
котором изображение состояло из сочетания простейших геометрических
фигур. В 1920-х гг. в Харькове и Одессе была организована сеть
государственных художественных музеев.
В скульптуре акцент делался на пропагандистских возможностях.
Почти в каждом городе были памятники Ленину. Также устанавливались
памятники Т. Шевченко. Автором многих из них был М. Манизер.
Активной была музыкальная жизнь. Республиканская капелла и
капелла "Думка" много сделали для пропаганды украинской музыки.
Начал деятельность музыкально-театральный институт в Киеве, оперные
труппы появились в Киеве и Харькове. Высокого уровня достигла
исполнительная культура (М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, О.
Петрусенко, Б. Гмыря).
В архитектуре оставили след такие направления: рационализм –
стремление найти рациональное в образном аспекте архитектуры,
максимально освоить достижения науки и техники; конструктивизм –
попытка создать жизненное пространство с помощью новой техники,
эстетических качеств таких материалов, как металл, стекло. В 1936-1939
гг. по проекту преподавателя Киевского инженерно-строительного
института В. Заболотного было возведено здание Верховного Совета
УССР с куполом из стекла и металла.
Итак, художественный процесс начала ХХ в. характеризовался
столкновением, с одной стороны, стремлений к национальному само-
определению, с другой – к модернизации. Но если первые базировались
на идеологии народничества, которая сохранила значение, то парадигма
модернизма окончательно не утвердилась, актуализуясь в периоды
либерализации и отступая под натиском идеологии "особого пути".