Дадаизм

Дадаизм (от фр.dada – конек, детская деревянная лошадка) возник в период Первой мировой войны с Цюрихе. Это направление в искусстве явилось выражением протеста против мировой войны. Вдохновителем этого движения стал французский художник Марсель Дюшан, который ещё в предвоенное время, живя в США и предвосхитил многие дадаистские приемы. После окончания Первой мировой войны центром дадаистского движения становится Париж.

Представители дадаизма устраивали в Париже громкие скандалы. Во время своих выступлений поэты-дадисты выкрикивали в зал бессмысленный набор слов, художники-дадаисты выставляли коллажи из наклеенных на холст обрывков фотографий, газет, веревок, битого стекла и проволоки. На выставках показывали самые абсурдные вещи: колесо, укрепленное на табуретке; металлическую клетку, заполненную мраморными кубиками; железную сушилку для бутылок. Откровенный эпатаж и хулиганство дадаистов приводили публику в исступление, и творческие встречи нередко заканчивались драками и вмешательством полиции.

Сумбурный, анархический бунт дадаизма привел его представителей к самому безудержному нигилизму, отрицанию всего и вся. Главный символ их программы – «Ничто, Пустота».

Движение дада объединило людей разных по своим убеждениям. Там были и те, кто верил в свою роль преобразователей общества, и позеры, любители пощекотать нервы откровенным вызовом. Но большинство дадаистов серьезно относились к своему движению.

В целом дадаизм был глубоко аполитичен, так как был замкнут в себе, изолирован от окружающей жизни. Дадаисты стремились разрушить искусство, создать ощущение абсурдности, хаоса, полной непонятности. Основу дадаизма составляло бессознательное, инфантильно-бессвязное творчество, лишенное логического мышления.

Однако работы, берлинской группы под руководством художника Георга Гросса были социально обусловлены и выражали очевидный протест против войны и мещанской пошлости. Работы этой группы носили в себе издевательское преувеличение. Например, на одной из их выставок был представлен манекен в виде немецкого офицера в каске, со свиной мордой вместо лица.

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. К середине 1920-х годов он закончил свое существование, оказав большое влияние на литературу и изобразительное искусство. В частности подготовил почву для сюрреализма.

Представители дадаизма: Марсель Дюшан, Франсис Пикабия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: