Психологические условия обучения

Комплексное психологической исследование 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее — психологически комфортно — при обучении в подготовительных группах детского сада, по сравнению с первыми классами школы. Этому существует несколько причин:

- Во-первых, условия детского сада привыч­нее для ребенка и этим облегчается процесс его адаптации к но­вой, учебной деятельности.

- Во-вторых, благоприятные условия для обучения 6-леток по объективным причинам смогли создать далеко не во всех школах: приходится превышать оптимальную наполняемость классов из-за отсутствия дополнительных классных комнат и учи­телей, не хватает помещении для игр и т.д.

- В-третьих, детсадовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. Из-за своей со­циальной нестабильности, трудностей приспособления к новым отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в не­посредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.

Психологи и педагоги приводят много доводов «за» и «против» школьного обучения с 6 лет. Наиболее серьезные возражения про­тив школьного обучения в этом возрасте приводил в свое время Д.Б.Эльконин. Он писал, что переход на следующий, более высо­кий этап развития детей определяется тем, насколько полно про­жит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрешиться путем такого перехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, — искусственно форсирован без учета объективных факторов, — то существенно пострадает формирование личности ребенка. Сокра­щение дошкольного детства на один год может нарушить сложив­шийся процесс развития детей и не принести пользы. Д.Б.Элько­нин считал, что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе — поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более мно­гообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники.

Специфика школьного обучения 6-леток. Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение долж­но строиться с учетом специфики их развития.

Обучение 6-летних детей предполагает:

- щадящий режим (продолжительность урока не больше 35 минут, в перерывах меж­ду занятиями физкультурные разминки, игры или прогулки, днев­ной сон, отсутствие домашних заданий и тд.);

- небольшой объем учебного материала (знания и умения, которыми дети должны овла­деть за 3 года учебы в начальных классах, начиная учиться с 7 лет, практически те же, что у детей, обучающихся с 6 лет в 4-летней на­чальной школе);

- большее количество общеразвивающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, изобразительное искусство, труд, экскурсии), медицинский контроль за состоянием здоровья, осо­бые программы и методы обучения.

Где бы ребенок ни обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, поэтому в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятель­ности. Урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединен­ных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традици­онного школьного обучения — требующие длительного сосредото­чения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т.п. Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потреб­ности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни, 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: