1) отношения между учениками III и IV классов относительно устойчивы;
2) на эту величину не влияет ни возраст учеников, ни протяженность интервала между двумя смежными экспериментами.
Можно предположить, что найденная величина устойчивости отношений в какой-то мере постоянна.
Существует два типа отношения ученика к одноклассникам. Первый тип - это отношение, выраженное в том, что ученик может выбрать своего одноклассника только один раз за весь период экспериментальной работы. Соответственно, второй тип заключается в том, что ученик может выбрать одного и того же одноклассника в двух, трех и более экспериментах.
Выборы первого типа являются неустойчивыми, отражающими кратковременно отношения; выборы второго типа - устойчивыми, отражающими длительные, характерные для данного ученика стабильные отношения. Поскольку длительность, устойчивость отношений может характеризовать их глубину, силу и интенсивность, мы можем предположить, что устойчивые выборы являются показателем симпатии, которую испытывает ученик по отношению к объекту устойчивого выбора. Чем чаще выбирает ученик своего одноклассника, тем большую привязанность, большую потребность в общении с ним он испытывает.
|
|
Устойчивость положения ученика.
Проблема устойчивости положения ученика в системе личных взаимоотношений имеет важное педагогическое и психологическое значение. Экспериментальные данные социометрических исследований выявляют довольно противоречивые показатели стабильности социометрического статуса.
Относительная устойчивость положения ученика в системе личных взаимоотношений, как и само это положение, зависит не от какой-то мистической социометрической одаренности, изначально заложенной в человеке, и не от туманного «общего фактора» социальной приемлемости, а от вполне реальных особенностей личности ученика и конкретных требований, предъявляемых к ней, которые складываются под воздействием совместной жизни и деятельности школьников и особенностей воспитательной работы в коллективе.
По всей вероятности, чем более устойчивы качества личности, которые признаются в данном коллективе ценными, чем более устойчивы сами требования, предъявляемые друг другу членами коллектива, тем более устойчивое положение будет у каждого из них.