Метод опережающей стандартизации – суть раскрыта в принципе прогрессивности и оптимизации стандартов.
Метод комплексной стандартизации – является основным для обеспечения стандартизации принципа взаимоувязки стандартов.
Известно, что качество изготавливаемой продукции определяется качеством сырья, материалов, деталей, комплектующих изделий, технических процессов изготовления отдельных деталей и сборки, контроля и испытания, условиями сервисного обслуживания и эксплуатации и другими факторами. Если стандартизация охватывает все элементы жизненного цикла изделия, то она называется комплексной и обеспечивает взаимную увязку стандартов.
Метод систематизации и классификации – используется с целью упорядочить содержание или предпосылки к решению поставленной задачи. По этому методу разрабатываются системы общетехнических и организационно-методических стандартов ГОСТ 3.1107-81 «Единая система технологической документации. Опоры, зажимы и установочные устройства, графические изображения», «Государственная система единства измерений» и д.р.
|
|
Метод унификации – заключается в рациональном уменьшении числа типов, видов, размеров объектов одинакового назначения.
К объектам унификации машиностроения относятся машины, оборудование, механизмы, их составные части, техническую оснастку, технические процессы, виды и марки материалов, методы контроля и испытаний и т.п.
Одним из основных инструментов унификации является метод использования предпочтительных чисел.
Предпочтительными их называют по сравнению с другими числами при установлении значений параметров и размеров машиностроительной продукции.
Значения главных и основных параметров изделий образуют ряды – параметрические ряды, – которые строятся по определенной математической зависимости.
Главным параметром называют такой параметр из числа основных, который наиболее полно характеризует изделие, остается неизменным длительное время и может изменяться только при разработке более совершенных изделий. Например, в МРС главным параметром является габаритный размер обрабатываемой заготовки, размеры рабочей поверхности стола, а частота вращения шпинделя и числа двойных ходов в минуту, масса станка – основными.
Для автомобилей – главным параметром является мощность, удельный расход топлива; основным – скорость движения, ширина колеи, просвет вертикальный, масса и д.р.
Параметрические ряды образуют, например, размеры обуви и одежды, посадочные диаметры подшипников качения, грузоподъемность автомобиля, напряжение электрической сети, мощности электрических машин и т.п.
|
|
Наиболее целесообразными рядами предпочтительных чисел являются ряды, построенные по геометрическим или арифметическим прогрессиям.
Ряды, построенные по арифметическим прогрессиям, представляют собой последовательность чисел, в которой разность (d) между любыми соседними числами ai и ai=1 остается постоянной, т.е.
d=ai-ai-1=const
Например, внутренние параметры подшипников качения в интервале от 20 до 110мм имеют значения: 20, 25, 30... 105, 110мм, т.е. образуют арифметическую прогрессию с разностью d=5.
Ряды, построенные по геометрическим прогрессиям, имеют знаменатель прогрессии равный q=1,6.
В 1877 г французский инженер Шарль Ренар предложил использовать геометрическую прогрессию для установления рядов канатов используемых для воздушных шаров. Предложенные им ряды чисел получили название ряды Ренара. В них предпочтительные числа получают на основе геометрической прогрессии, i-й член определяется по формулам
Различают следующие ряды предпочтительных чисел: основные, дополнительные, составные, приближенные, производственные. Кроме этого устанавливаются специальные ряды.
В основном используют основные и дополнительные ряды, предпочтительных чисел, обозначения которых представлены в таблице.
Обозначение ряда | Знаменатель геометрической прогрессии | Число членов в пределах ряда |
R5 | ||
R10 | ||
R20 | ||
R40 | ||
R80 | ||
R160 |
Ряды R5, R10, R20, R40 – основные
R80, R160 – дополнительные.
Они регламентированы ГОСТ 8032-84 и соответствуют рядам, установленным в международных стандартах ИСО. Основные ряды предпочтительных чисел в интервале от 1 до 10 приведены в таблице.
Основные ряды | Номер предпочтительного числа | Основные ряды | Номер предпочтительного числа | ||||||
R5 | R10 | R20 | R40 | R5 | R10 | R20 | R40 | ||
1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,9 | |||||
1,06 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||||||
1,12 | 1,12 | 2,12 | |||||||
1,18 | 2,24 | 2,24 | |||||||
1,25 | 1,25 | 1,25 | 2,36 | ||||||
1,32 | 2,50 | 2,50 | 2,50 | 2,50 | |||||
1,40 | 1,40 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | |||||
1,50 | 8,5 | ||||||||
1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 9,0 | 9,0 | ||||
1,7 | 9,5 | ||||||||
1,8 | 1,8 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Ряды предпочтительных чисел безграничны, числа больше 10получают при умножении чисел, установленных в интервале от 1 до 10 на 10; 100; 1000 и т.д., а числа меньше 1 – при умножении на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
Например, ряд R5 для диапазона 0,1…1мм будет выглядеть как 0,1; 0,6; 0,25; 0,4; 0,63; 1. Ряд R10 для диапазона 100…1000мм – как 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000.
При выборе чисел следует отдавать предпочтению ряду с меньшим порядковым номером. Например, ряд R5 предпочтительней ряда R10 и т.д.
В машиностроении принято для МРС, кузнечно-прессового оборудования преимущественно применяют параметрические ряды, основанные на рядах R10.
Параметрические ряды узлов, комплектующих изделий и деталей экономичнее строить по более высоким рядам, например R20.
Арифметические прогрессии применяют преимущественно для стандартизации крепежных изделий, подшипники качения, сортового прокат и д.р. деталей и узлов массового потребления.
Предпочтительные ряды чисел послужили основанием для разработки ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры» (диаметров, длин, высот и уступов), предназначенных для выбора номинальных размеров изделий.
В диапазоне 0,001…20000мм установлены четыре основных ряда чисел: Ra5; Ra10; Ra20; Ra40.
Таблица нормальных линейных размеров рядов построена аналогично таблице рядов предпочтительных чисел. Разница лишь в диапазоне представленных чисел.
Метод агрегатирования – метод создания машин, приборов и оборудования путем компоновки стандартных, унифицированных деталей, узлов и механизмов, имеющих одинаковые геометрические размеры и назначения.
|
|
Пример – автомобиль состоит из следующих основных агрегатов и систем: двигатель, шасси, кузов, трансмиссия, электрооборудование и д.р. Это конструктивная общность позволила стандартизировать и унифицировать основные узлы, детали и организовать массовое или серийное производство в виде конструктивного ряда автомобилей, состоящего из комбинации основных агрегатов и систем.
(1 год = 365 дней = 8760 часов = 525600 минут = сутки = 24 часа = 315,360,000 секунд)
Агрегатирование позволяет сократить трудоемкость проектирования, изготовления и ремонта изделий, улучшить качество продукции и сократить время освоения новой модели изделия.