Роль ценностной ориентации в жизни человека и общества

ЦЕННОСТЬ — понятие, исп в фил и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, крые выступают в качестве единого совокупного субъекта. Можно говорить о трех формах существования Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, “вечными” (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В-третьих, социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц., являющихся одним из источников мотивации ее поведения. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем Ц.-о. е. служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень Ц.-о. е. выступает важным источником усиления внутригруппового общения и повышения эф совместной деятельности. Ц.-о. е. не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

№62. Понятие идеала. Идеал и реальный мир.

Идеал – высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

 

Творчество как движение к заранее построенному идеалу, форм вещества природы на основе идеала представляют собой специфически человеческую форму жизн-ти, отличающую её от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни — социальной, политической, нравственной, эстетической и т. д. Категория идеала обладает глубоким социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства. Понятие идеала применяется одинаково и к отвлечённым и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты, идеал мужской красоты, идеал государства, идеал гражданина и т. д. Идеал-реализм - согласно Н.Лосскому, мир – это целостное единство многообразных процессов, имеющих различные пространственно-временные формы; в основе единства мира лежит идеальное бытие по ту сторону пространственно-временных событий, сменяющих друг друга. Идеальное бытие в свою очередь создается конкретными “Я” – носителями и творческими создателями идеального бытия, деятельными причинами всех процессов, происходящих в мире. Эти “Я” названы субстанциальными деятелями и распределены по степени своей развитости по разным ступеням мирового бытия.

№65. Определение политики. Природа и сущность властных отношений.

Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экон интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Полит сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государства- ми, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Полит интересы объективны и затрагивают в конечном счете каждого человека. Жизнь общества пронизана полит интересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являющиеся основой общ-активных объединений и социальных столкновений. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Выделяются уровни полит сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику.

№ 66. Право как форма регулирования поведения людей в обществе.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.

№72. Долг. Ответственность. Совесть.

О. категория этики и права, отражающая основные соц. и морально-правовые отношения личности к обществу(человечеству в целом), которое хар-ся выполнением своего нравств. долга и правовых норм. Д. выступающее в качестве внутр. переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исх-щими из этич.ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими ценностями. С. —способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, гак и в форме эмоциональных переживаний (например, “угрызений С.”).

№ 73. Основные принципы и проблемы биоэтики.

Последние достижения биологической и медицинской наук, которые при­вели к развитию новой медицинской технологии, вызвали обеспокоенность общества за негативные последствия ряда биомедицинских воздействий на человека. Все это послужило предпосылкой для возникновения "биоэтики" Термин "биоэтика" был введен американским биологом В.Ф. Поттером в 1969. По его определению биоэтика - это соединение биологических знаний ичеловеческих ценностей. Будучи междисциплинарной областью знаний, биоэтика изучает моральные, философские, религиозные, право­вые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и ме­дицины. Многие основные принципы биоэтики претворены в жизнь в законо­дательствах по здравоохранению ряда стран. Биоэтика - более широкое понятие, чем медицинская этика, но в то же время включает в себя основные ее положения.

В настоящее время биоэтика изучает следующие проблемы.

1.Взаимоотношения врача и пациента.

2, Эксперименты на человеке.

3.Самоубийство и отказы больных от лечения по жизненно важный пока­заниям. 4.Эвтаназия.

5.Аборт.

6.Новые репродуктивные технологии.

7.Трансплантация систем и органов,

8.Генетика, генная инженерия.

9.Психиатрия, права душевнобольных,

10.Анализ концепций социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения.

К основным принципам биоэтики относят:

-автономия личности;

-право пациента на полную и правдивую информацию;

-принцип информированного согласия;

-принцип конфиденциальности;

-принцип не причинения вреда;

-принцип социальной справедливости при оказании медицинской помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: