Предмет и задачи специальной педагогики.
У специальной педагогики как самостоятельной науки небольшая история. До 90-х годов XX века специальная педагогика развивалась вместе со специальной психологией в едином русле дефектологии как науки, интегрирующей три направления в изучении детей с проблемами в развитии: психологическое, педагогическое, клиническое. С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух направлений: специальная педагогики и специальной психологии.
Специальная психология изучает закономерности нарушенного (отклоняющегося)психического развития.
Специальная педагогика изучает теоретические основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В 90-х годах употреблялось в качестве титульного названия науки-коррекционая педагогика. С 2000 года закреплен термин «специальная педагогика», что соответствует принятой в мировом сообществе терминологии.
Предметом изучения специальной педагогики является педагогический процесс коррекционного воспитания и обучения, направленный на преодоление недостатков в развитии детей.
|
|
Задачи специальной педагогики подразделяются на две группы: теоретические и практические.
К теоретическим задачам относятся:
1. Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
2. Разработка теоретических основ специального образования и воспитания.
3. Изучение и обобщение данных об особенностях развития детей с отклонениями в специально созданных образовательных условиях.
К практическим задачам относятся:
1. Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
2. Разработка конкретных педагогических методик, учебных пособий, программ.
3. Обобщение передового педагогического опыта.