Проблема методов обучения, многомерные классификации методов, творческий подход к их использованию в учебном процессе младших школьников

Классификация методов обучения:

1.предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. за основу берется учебно-­познавательная деятельность. Она включает методов:
1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (рассказ, лекция, экскурсия и др.) достигает своей цели в результате предъявления готовой информации. Это первый уровень усвоения - знания знакомство.
2. Репродуктивный или метод организации воспроизведения способов деятельности. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, воспроизведение знаковых моделей, рисования схем, чертежей, лабораторных работ по готовой инструкции. Уровень усвоения знаний второй - действие по образцу и в вариативных и легко опознаваемых ситуациях.
3. Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал обучающихся. Осуществляется через проблемное изложение. Педагог ставит проблему и раскрывает доказательные пути её решения. Обучающийся осознает знания и проблемы и находит пути решения.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод. ставится проблема- предъявляются задания на выполнение познавательных и практических проблем,-создаются промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, пути решения и самостоятельно решает задачу.

5. Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи для самостоятельного поиска решения, осуществляет контроль за ходом решения. Обучающийся самостоятельно планирует этапы решения, определяет способы решения на каждом этапе и сам контролирует процесс.

2 классификация по мнению П. И. Пидкасистого, распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
1. Словесные методы. виды: лекция, рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой.
2. Наглядные методы. Наглядные методы обучения можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: плакаты, таблицы, картин, карт, зарисовок на доске и др. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, диафильмов и др.

3. Практические методы. (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. К ни относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода выделяет три группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающимися:

а) словесные, наглядные и практические;

б) индуктивный и дедуктивный;

в) репродуктивные и проблемно-поисковые;

г) самостоятельной и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).

1. репродуктивную (1 и 2 способы 2. продуктивную (4 и 5 способы)

В продуктивных способах существуют следующие достоинства проблемного обучения:

1. учит думать логично, научно и творчески;

2. учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3. учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4. делает учебный материал более доказательным;

5. делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6. способствует превращению знаний в убеждения;

7. вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8. формирует и развивает познавательные интересы;

9. формирует творческую личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: