Анализируя критерии оценки задания С и опыт выполнения его ранее, убедилась в эффективности методики «ключевых фраз» для планировании и грамотного оформления письменного высказывания. На наш взгляд, она открывает возможность тренировать навык четкого, убедительного и образного изложения мыслей учащимися при работе в любом из вышеперечисленных жанров. Доведенные в течение учебного года до автоматизма навык перефразирования вопроса, или пункта плана, способность опираться на текст при развертывании ответа и умение ярко за счет выражения собственного мнения начать и окончить творческую работу позволяют даже среднему учащемуся-«негуманитарию» логично, полно и интересно раскрыть предложенную тему.
План написания любого сочинения.
Эпиграф.
I. ВСТУПЛЕНИЕ (1/5 часть)
1. Почему я выбрал данную тему?
2. Что я знаю о писателе и его творчестве, о данном произведении и его месте в литературном процессе?
3. Краткий пересказ сюжета (не более 5 предложений).
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (3/5 части)
1. Мысль (идея, постулат, тезис, исходная позиция), которую буду доказывать.
2. Аргументы (доказательства), подкрепленные цитатами из произведения. Тропы в языке писателя при создании образа (цитаты-примеры).
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1/5 часть)
1. Вывод: подтвердился ли заявленный мною тезис?
2. Чем произведение и его основная мысль актуальны для дня сегодняшнего?
3. Что дало мне знакомство с данным произведением?
4. О чем заставило задуматься?
Речеведческий комментарий
Рассуждение представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утверждения текста.
В любом рассуждении имеются две части: тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать, и аргументы (доводы, доказательства, примеры).
Вот как это можно представить на схеме: