Исследователи деятельности Конгресса детально проанализировали вопрос о том, какое влияние процедуры высшей законодательной власти оказывают на политические результаты в целом и налоговую политику в частности. В их работах в центре внимания обычно находится не столько бюджетный дефицит, сколько уровень расходов. На деле такого рода модели носят скорее статичный, чем динамичный характер. В одном из наиболее серьезных исследований этого вопроса Б. Вейнгаст, К. Шепсл и К. Джонсен доказывают, что представители органов законодательной власти, избранные по территориальным округам, обычно преувеличивают значение государственных проектов в своих округах при соотнесении их с затрачиваемыми на их реализацию общенациональными средствами (Weingast, Shepsle, Johnsen, 1981). Следствием этого является чрезмерное финансирование государственных проектов20.
Очевидно, что законодательные процедуры влияют на получаемые результаты. Чтобы применить подходы этих типично «американских» исследований к изучению проблемы государственного долга в промышленно развитых странах, следует затронуть три основных вопроса. Первый из них заключается в том, что для правильных выводов при рассмотрении не только уровня расходов, но и баланса бюджета, формальные модели должны обязательно учитывать динамику происходящих процессов. Во-вторых, американские модели фокусируют внимание на государственных проектах, осуществляемых по терри-
|
|
20 В большом числе исследований, которым мы в этой работе не можем уделить должное внимание, рассматривается вопрос о том, как Конгресс и его законодательные процедуры влияют на суть рассматриваемых проблем. Для первого знакомства с этим кругом вопросов см.: Kiev/let, McCubbins, 1991.
ториальному принципу на условиях льготного финансирования, но на самом деле в странах-членах ОЭСР все более значительная доля государственного бюджета уходит на реализацию чисто перераспределительных программ. В-третьих, необходимо принимать во внимание роль различных электоральных систем и других законодательных институтов в разных странах. Исследования в этой области находятся в начальной стадии, однако, на наш взгляд, являются многообещающими. Это подтверждается другими изысканиями, свидетельствующими о том, что конкретные положения об ограничении долга, содержащиеся в конституциях, отражаются на той скорости, с которой правительства реагируют на финансовые потрясения (Alt, Lowry, 1994; Poterba, 1994). Более важным в данном случае является то, что это служит еще одним подтверждением прямой связи между изучением институтов и политическими исследованиями.