Значение проблемы. История человечества свидетельствует, что стихийные бедствия, техногенные и антропогенные катастрофы ведут к физической гибели людей

История человечества свидетельствует, что стихийные бедствия, техногенные и антропогенные катастрофы ведут к физической гибели людей, а также к смерти в связи с плохой организацией управления деятельностью масс в устрашающих ситуациях.

В русских летописях сообщается о тяжелых психологичес­ких последствиях при землетрясении в Киеве 1211 году. М. Нейлеер описал панику и переживания, наблюдавшиеся в г. Верном 28.05.1887 г. Н. Баженовым и Л.Я. Ерусиловским описываются поведения людей при землетрясении в 1908 г. в Мексике и в 1928 – в Крыму. Тяжелые формы психических реакций излагаются Т. Болтыревой, происшедшие при земле­трясении в 1948 г. в Ашхабаде.

Люди гибнут из-за неадекватных действий при пожарах (Чикаго в 1923 г. – 583 человека) и даже при психогенном паническом состоянии (на стадионе в Лондоне в 1971 г. по­гибло 88 и ранено было несколько сотен человек).

В.И. Барабаш многосторонне изучал причины и обстоя­тельства гибели людей при землетрясении в г. Ташкенте в 1966 г., а также формы поведения людей в устрашающих ситуациях. История знает множество случаев гибели в связи с паникой, возникшей в массах людей. Несколько тысяч человек погибло на поле во время так называемой Хадынской катастрофы, возникшей у людей, прибывших получить подарок в форме угощения при коронации Николая II. Паническая реакция в людской массе развилась и при похоронах И.В. Сталина. Во время газового взрыва в Уфе погибло 400 и пострадало 1300 человек, наблюдался «коллективный психоз». При вытеснении войсками массы людей с центральной площади в Тбилиси в 1990 г. возникла паника, и были своими людьми раздавлены 16 девушек.

О возможности возникновения паники среди масс без реакции на взрыв или землетрясение и других форм угрозы для жизни свидетельствует возникновение страха среди верующих в период религиозного мероприятия в Мекке в 1990 г. Масса возбужденных людей (50 тысяч) погубила 1423 человека. Основанием для возникновения страха у людей и массовой паники явилось выключение в туннеле километровой длины вентиляции. Люди могли бы спокойно покинуть помещение, но они начали метаться и многие были задавлены и затоптаны до смерти, сотни из испуганных получили тяжелые травмы и увечья («Сов. Россия» 4 – 5 июля 1990 г.).

Как видно из приведенных фактов, тяжелые стихийные бедствия, техногенные катастрофы вызывают у людей острые психические возбуждения, имеются данные и о развитии отдаленных нервно-психических последствий. В основе острых психических расстройств, наблюдаемых у людей, лежит биологический инстинкт сохранения жизни. Бог страха имеет имя Пан, а реакции страха называются паническими. В проведенных исследованиях реакций страха, вызванных у крыс, получены данные, что 30% из них находится в заторможенном состоянии, а 70% в возбужденном. Вообще реакции страха, наблюдаемые у животных, разделяются на два вида: ступорозные (обездвиженность) – 10 – 15% и возбудимые (бег) – 90 – 85%.

Рассмотренная рефлекторно-биологическая основа паники определяет и характер действия людей. В период BOB среди военнослужащих наблюдались ступорозная реакция, даже если она вела к гибели людей, а также фугиформные (бег) с направлением в сторону врагов и губившие бегущих лиц. Следовательно, биологическая реакция, направленная на сохранение жизни в реальной человеческой обстановке, может быть отрицательного характера.

Для животных и людей свойственна индукция (заразительность) эмоций и соответствующих действий. Страх и заразительность действий у животных нами наблюдались в Казахстане. В частности, когда машинист пассажирского поезда с целью предупреждения возможности случайного приближе­ния к нему пасущихся вблизи баранов подал сигнал (гудок). Испугавшийся один баран бросился бежать в сторону идущего поезда, а за ним в состоянии страха устремились все осталь­ные бараны стада. Несмотря на их раздавливание, они про­должали бежать вследствие заразительных действий в сторо­ну давящего их поезда.

Для людей же присуща заразительность идей, что широко используется религиозными деятелями, а в последнее время индуцирование осуществляется политическими объединениями с помощью телевидения, радио, печати.

В книге Серафимовича образно описывается заразитель­ность веселья (смеха), но в жизни наблюдаются и случаи ин­дукции кашля среди зрителей в театре и т. п. Существует заразительность страха, а также и действий людей. Степень заразительности массы зависит от интеллектуально-психоло­гического уровня людей, их настроенности и эффективности (мощности) воздействия средств внушения. Проведенное нами методико-психологическое изучение структуры панической толпы при землетрясении дало следующие данные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: