Право второго периода называется классическим римским правом. Оно существенно отличается от права предыдущего периода, потому что право второго периода базируется на классическом рабовладельческом хозяйстве, развитии латифундий, мастерских и торговых предприятий.
Классическое римское право постепенно развилось благодаря деятельности магистратов и правоведов-юриспрудентов, которые адаптировали древнеримское право к новым общеэкономическим отношениям.
В сущности, в римском государстве был введен тройной правовой порядок: два варианта правил регулирования отношений между римскими гражданами (древнее jus civile, чьи правила делали его jus strictum, и jus honorarium, основывавшееся на принципе справедливости, доброй воли и честности — quod bonum et aequm est), и один правовой порядок — jus gentium — для регулирования правовых отношений между римскими гражданами и перегринами и между перегринами разных национальностей (61).
Существенной характеристикой правовых установлений гонорарного права было отступление от жесткости и формализма, характерных для права предыдущего периода. В новом правовом порядке заключение сделок совершалось согласно с волей сторон. Таким образом, абстрактные сделки заменялись каузальными.
|
|
Исходя из принципа aequitas, в классическом римском праве судебные органы предоставляли правовую защиту любым отношениям, затрагивающим личные и имущественные права, независимо от того, был ли предусмотрен для таких отношений специальный иск.. Для всесторонней защиты прав граждан были введены асtiones in factum.
В то время как юристы предыдущего периода занимались практической правовой деятельностью — каузальной юриспруденцией, юристы классического периода занимались наукой и научной обработкой понятий — регулярной юриспруденцией. Результатом их деятельности стало разделение между отдельными юридическими понятиями, между отдельными юридическими ветвями и областями права.
Юристы классического периода занимались и вопросами философии права. В то время, как одни осознавали историческую и классовую обусловленность общественных отношений и права (62), другие под влиянием стоической философии создавали дефиниции права, которые являются антиисторическими и идеалистическими: "jus est ars boni et aequi" (63), и "juris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere". (64)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Общественно-экономические отношения, государственное устройство и источники права в бюрократическом и абсолютистском римском государстве (третий период)