Общие черты классического римского права

Право второго периода называется классическим римским правом. Оно существенно отличается от права предыдущего периода, потому что право второго периода базируется на классическом рабовладельческом хозяйстве, развитии латифундий, мастерских и торговых предприятий.

Классическое римское право постепенно развилось благодаря деятельности магистратов и правоведов-юриспрудентов, которые адаптировали древнеримское право к новым общеэкономическим отношениям.

В сущности, в римском государстве был введен тройной правовой порядок: два варианта правил регулирования отношений между римскими гражданами (древнее jus civile, чьи правила делали его jus strictum, и jus honorarium, основывавшееся на принципе справедливости, доброй воли и честности — quod bonum et aequm est), и один правовой порядок — jus gentium — для регулирования правовых отношений между римскими гражданами и перегринами и между перегринами разных национальностей (61).

Существенной характеристикой правовых установлений гонорарного права было отступление от жесткости и формализма, характерных для права предыдущего периода. В новом правовом порядке заключение сделок совершалось согласно с волей сторон. Таким образом, абстрактные сделки заменялись каузальными.

Исходя из принципа aequitas, в классическом римском праве судебные органы предоставляли правовую защиту любым отношениям, затрагивающим личные и имущественные права, независимо от того, был ли предусмотрен для таких отношений специальный иск.. Для всесторонней защиты прав граждан были введены асtiones in factum.

В то время как юристы предыдущего периода занимались практической правовой деятельностью — каузальной юриспруденцией, юристы классического периода занимались наукой и научной обработкой понятий — регулярной юриспруденцией. Результатом их деятельности стало разделение между отдельными юридическими понятиями, между отдельными юридическими ветвями и областями права.

Юристы классического периода занимались и вопросами философии права. В то время, как одни осознавали историческую и классовую обусловленность общественных отношений и права (62), другие под влиянием стоической философии создавали дефиниции права, которые являются антиисторическими и идеалистическими: "jus est ars boni et aequi" (63), и "juris praecepta sunt haec: honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere". (64)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Общественно-экономические отношения, государственное устройство и источники права в бюрократическом и абсолютистском римском государстве (третий период)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: